РП курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность. 10-11 классы

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
предметной области «Общественные науки» реализуется в виде внеурочной деятельности 35
ч (1 ч в неделю в течение одного года).
В рабочей программе соблюдается преемственность в изложении учебного материала в
контексте ранее изученных учебных предметов, в том числе в использовании основных видов
учебной деятельности обучающихся. В рекомендациях по реализации рабочей программы
учтены компетенции, полученные обучающимися в курсах истории, обществознания,
математики, информатики и др. Сформированные в данных учебных курсах компетенции
должны стать основой для получения новых знаний и умений для формирования
компетенций, необходимых при принятии решений в сфере финансов.
В процессе обучения рекомендуется учитывать личные потребности учащегося и
социума. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать
финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы. Это
становится особенно востребованным в условиях перехода к цифровой экономике. Цифровой
мир ставит перед человеком новые задачи в сфере финансов и требует определённого уровня
подготовки для принятия эффективных решений.
В данной внеурочной деятельности значительное внимание уделяется формированию
компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из
различных источников. Поиск информации предлагается осуществлять во взаимодействии с
социумом, путём проведения опросов по конкретным финансовым задачам. Решение этих
задач не имеет однозначного ответа, поэтому рекомендуется организовать их обсуждение в
форме дебатов.
В новых условиях цифрового мира полученная информация требует постоянного
обновления. В связи с этим курс впервые дополнен официальным и открытым блогом автора
С. В. Толкачёвой на YouTube.
На канале представлены разные форматы видео, которые могут быть использованы как
учителями при проведении уроков, так и учащимися в рамках самостоятельной работы. Также
площадка предоставляет возможность прямого диалога с автором курса С. В. Толкачёвой.
Есть возможность задавать вопросы и общаться в организованном автором сообществе в
комментариях под видео.
Плейлисты канала дополняют соответствующие главы учебника.
Форматы видео на канале следующие:
•
обучающие ролики с анимацией (5—15 мин);
•
вопрос—ответ (1—4 мин);
•
разбор кейса с презентацией (10—30 мин);
•
интервью (30—45 мин).
В рамках данной рабочей программы образовательный процесс нацелен на
многогранное развитие и социализацию каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Рабочая программа составлена с учётом общеинтеллектуального направления внеурочной
деятельности. Отличительными особенностями её реализации являются:
•
использование практико-ориентированного подхода к исследованию финансовых
ситуаций, существующих в современном цифровом мире;
•
организация исследовательской работы учащихся в малых группах в процессе решения
конкретной финансовой задачи;
•
распределение ролей и ответственности в проектной команде учащихся;

3

•
формирование умения участвовать в дискуссиях по финансовым вопросам;
•
обеспечение социализации обучающихся в процессе формирования навыков общения с
представителями различных финансовых структур;
•
применение цифровых технологий при разработке финансовых проектов.
«Финансовая грамотность» (предметная область «Общественные науки») направлена
на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие
познавательных и коммуникативных качеств личности. Одним из основных видов
деятельности,
способствующих
развитию
познавательного
интереса,
является
исследовательская деятельность. Коммуникативная деятельность обучающихся строится на
основе совместной (командной) деятельности, включающей отстаивание собственной
позиции в исследовании конкретной финансовой проблемы, умение формулировать мысли,
аргументировать собственную точку зрения, выполнение персональной задачи, поставленной
перед каждым членом команды, участие в дискуссии, сбор, структурирование и
представление информации в устной и письменной форме, оформление результатов
командного исследования и т. д.
«Финансовая грамотность» базируется на применении знаний и умений,
приобретённых в процессе изучения информатики и ИКТ. Обучающиеся используют эти
знания и умения при решении практических финансовых вопросов, например получении
онлайн-услуг Пенсионного фонда РФ, налоговых органов, коммерческих банков, страховых
организаций. Структура курса включает в себя теоретические положения и практические
задания, которые позволят обучающемуся закрепить знания, при полученные в ходе изучения
конкретной темы курса. Последовательность глав выстроена таким образом, чтобы
обучающийся подготовился к решению не только текущих, но и перспективных финансовых
задач.
Внеурочная деятельность по финансовой грамотности требует деятельностного
подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется единство знаний,
умений и практических навыков по финансовым вопросам и способам их решения. Усвоение
знаний происходит в ходе групповой и индивидуальной работы, которая организуется под
руководством учителя самими обучающимися.
Изучение «Финансовой грамотности» (предметная область «Общественные науки»)
даёт возможность обучающимся овладеть навыками практической адаптации в динамично
меняющемся цифровом мире, которые используются для решения финансовых проблем.
Цели и задачи обучения
Цели обучения:
•
приобретение опыта решения финансовых вопросов учащимися на основе практикоориентированного подхода с применением цифровых технологий;
•
формирование финансовой грамотности у учащихся для принятия аргументированных
решений на основе альтернатив в цифровом мире.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
•
раскрыть эволюцию и роль денег в цифровой экономике;
•
познакомиться с практикой использования цифровых денег и возможностями
разрешения проблемных ситуаций;
•
освоить механизм моделирования и управления личными финансами;
•
изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в цифровом мире;
•
познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике;

4

•
рассмотреть возможности применения цифровых технологий в процессе финансового
планирования;
•
определить возможности формирования современной личности как условия поиска
себя в цифровом мире;
•
разработать проект собственного стартапа и исследовать финансовые возможности для
его реализации.
Место в образовательном процессе
«Финансовая грамотность» (предметная область «Общественные науки»):
рассчитана на учащихся старших классах, имеющих общую подготовку по истории,
обществознанию, математике, информатике и владеющих компьютером на уровне
пользователя;
ориентирована
на
формирование
у
обучающихся
системы
ценностей,
соответствующих общественным потребностям и условиям: юридическим, политическим,
нравственным, социальным, экономическим, а также существующим в данный момент
времени;
ориентирована на потребности личности в обоснованном выборе профессии и
получении необходимых профессиональных компетенций в системе среднего и высшего
образования.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать
реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся. Обучающимся должны быть
созданы условия для ведения самостоятельной познавательной, учебно-исследовательской, а
также индивидуальной и групповой проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения
Планируемые результаты освоения финансовой грамотности достигаются на основе
деятельностного подхода, реализуемого в рамках общеинтеллектуального направления путём
использования словесно-логических, научно-исследовательских и игровых форм организации
деятельности, изучения содержания учебного материала, методического сопровождения,
иллюстраций.
Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в
реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях цифрового мира, за счёт:
•
понимания и грамотного применения финансовых терминов;
•
сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством,
кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами,
потенциальными инвесторами;
•
изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов
их применения;
•
разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его
защиты.
Ученик научится:
•
оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций;
•
видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих процессов
изменения стоимости денег, определять безопасность операций;
•
формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать
личные доходы и расходы;

5

•
понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт,
страховых программ и т. д.;
•
представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг;
•
понимать различия между финансовыми инструментами, представлять их возможности
применения;
•
различать банки и микрофинансовые организации (МФО);
•
оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия;
•
понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских,
страховых и инвестиционных услуг;
•
разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной систем;
•
отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них;
•
пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
•
защищать персональную информацию различными способами;
•
понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и
представлять возможные риски.
Ученик получит возможность научиться:
•
разрабатывать личный план развития;
•
принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами,
использовать на практике дистанционные средства управления финансами;
•
оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и
человеческий капитал;
•
организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых
технологий;
•
расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами;
•
оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;
•
диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
•
представлять образ идеального заёмщика для банка;
•
взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на сайтах,
предоставляющих государственные услуги;
•
формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости
от конкретных условий).
Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом
использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией.
Познавательные:
•
освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях;
•
организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире;
•
овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов,
исходя из конкретной финансовой ситуации;
•
установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений,
доказательств при обосновании выбора варианта действий;
•
формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
•
постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы;
•
прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости,
функций, видов;

6

•
оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых
целей;
•
контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых
целей;
•
корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных
факторов;
•
оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные:
•
инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации;
•
планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в
игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов;
•
выявление проблем развития финансового сектора в цифровом мире;
•
выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных финансовых
ситуациях;
•
участие в «Дебат-клубе» по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения,
уважительное отношение к позиции оппонентов;
•
представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в форме
доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
К личностным результатам обучения относится формирование самостоятельности
при принятии финансовых решений в цифровом мире, что реализуется посредством:
•
осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия
ответственных решений;
•
личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
•
овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в
виде игровых ситуаций;
•
готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
•
готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия
финансовых решений.
Содержание
Раздел I. Личность в мире будущего
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни.
Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект.
Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.
Раздел II. Деньги в цифровом мире
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени.
Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный и интернет-банк.
Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг.
Снифферинг.
Раздел III. Моделирование личных финансов
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние
рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы.
Источники дохода.
Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».
Раздел IV. Инструменты сбережения и инвестирования

7

Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и
сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования
вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и
корпоративные облигации. Производныe финансовыe инструменты. Опционы.
Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт.
Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного
портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире.
Раздел V. Инструменты кредитования и заимствования
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование.
Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик.
Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство
физических лиц.
Раздел VI. Сотрудничество с государством
Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные
данные. Традиционная и биометрическая защита.
Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина государством.
Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы
физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы.
Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части
пенсии. Новая пенсионная формула.
Радел VII. Создайте свой стартап
Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план.
Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей.
Принятие решений в ситуации неопределённости.

8

Тематическое планирование
Наименование
разделов

Количество
часов

Основные виды деятельности

Виды, формы
контроля

Раздел I.
Личность в мире
будущего

5

Знать,
понимать,
уметь Устный опрос;
раскрывать
содержание
и Практическая
работа;
применять на практике:
Творческие
Скорость жизни в цифровом задания
мире. Возможные сценарии
жизни. Человеческий капитал.
Инвестирование
в
себя.
Роботизация.
Искусственный
интеллект.
Компетенции
будущего. Hard skills и Soft
skills.

Раздел II. Деньги
в цифровом мире

5

Знать,
понимать,
уметь
раскрывать
содержание
и
применять на практике:
Деньги. Природа цифровых
денег. Стоимость денег во
времени. Инфляция и дефляция.
Волатильность.
Банковские

Устный опрос;
Практическая
работа;
Творческие
задания

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Официальный и открытый YouTube-канал
автора учебника: «Финансовая грамотность
со Светланой Толкачевой». URL:
www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva.
Порталы для взаимодействия с
государством:
1. Единая система идентификации и
аутентификации. URL: https://
esia.gosuslugi.ru.
2. Пенсионный фонд РФ. URL:
http://www.pfrf.ru/.
3. Федеральная налоговая служба. URL:
https://www.nalog.ru.
Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы)
1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность.
Светлана Толкачева
https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache
va
2.Интернет-портал Вашифинансы.рф
https://vashifinancy.ru/
3.Интернет-портал Финансовая культура
https://fincult.info/
Официальный и открытый YouTube-канал
автора учебника: «Финансовая грамотность
со Светланой Толкачевой». URL:
www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva.
Порталы для взаимодействия с
государством:
1. Единая система идентификации и

9

карты. Мобильный и интернетбанк. Электронные деньги и
кошельки.
Телефонное
мошенничество.
Скимминг.
Фишинг. Снифферинг.

аутентификации. URL: https://
esia.gosuslugi.ru.
2. Пенсионный фонд РФ. URL:
http://www.pfrf.ru/.
3. Федеральная налоговая служба. URL:
https://www.nalog.ru.
Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы)
1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность.
Светлана Толкачева
https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache
va
2.Интернет-портал Вашифинансы.рф
https://vashifinancy.ru/
3.Интернет-портал Финансовая культура
https://fincult.info/

Раздел III.
Моделирование
личных финансов

6

Знать,
понимать,
уметь
раскрывать
содержание
и
применять на практике:
Потребности
и
желания.
Пирамида Маслоу. Первичные
и
вторичные
потребности.
Влияние рекламы. Финансовая
цель. Активы и пассивы.
Страхование
рисков.
Осознанные
расходы.
Источники дохода. Правила
составления
финансового
плана. Финансовая «подушка
безопасности».

Устный опрос;
Практическая
работа;
Творческие
задания

Официальный и открытый YouTube-канал
автора учебника: «Финансовая грамотность
со Светланой Толкачевой». URL:
www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva.
Порталы для взаимодействия с
государством:
1. Единая система идентификации и
аутентификации. URL: https://
esia.gosuslugi.ru.
2. Пенсионный фонд РФ. URL:
http://www.pfrf.ru/.
3. Федеральная налоговая служба. URL:
https://www.nalog.ru.
Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы)
1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность.
Светлана Толкачева

10

https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache
va
2.Интернет-портал Вашифинансы.рф
https://vashifinancy.ru/
3.Интернет-портал Финансовая культура
https://fincult.info/
Раздел IV.
Инструменты
сбережения и
инвестирования

7

Знать,
понимать,
уметь
раскрывать
содержание
и
применять на практике:
Маховик
сбережений.
Активный и пассивный доход.
Вклад в банке (депозит).
Простые и сложные проценты.
Накопительный счёт. Гарантии
государства.
Система
страхования
вкладов.
Инвестирование. Финансовые
активы. Облигации. Акции.
Государственные
и
корпоративные
облигации.
Производныe
финансовыe
инструменты.
Опционы.
Фьючерсы.
Квалифицированный инвестор.
Брокер.
Индивидуальный
инвестиционный
счёт.
Стратегия
инвестирования.
Доходность. Рыночные риски.
Диверсификация
инвестиционного
портфеля.
Принципы
финансовых
пирамид в цифровом мире.

Устный опрос;
Практическая
работа;
Творческие
задания

Официальный и открытый YouTube-канал
автора учебника: «Финансовая грамотность
со Светланой Толкачевой». URL:
www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva.
Порталы для взаимодействия с
государством:
1. Единая система идентификации и
аутентификации. URL: https://
esia.gosuslugi.ru.
2. Пенсионный фонд РФ. URL:
http://www.pfrf.ru/.
3. Федеральная налоговая служба. URL:
https://www.nalog.ru.
Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы)
1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность.
Светлана Толкачева
https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache
va
2.Интернет-портал Вашифинансы.рф
https://vashifinancy.ru/
3.Интернет-портал Финансовая культура
https://fincult.info/

11

Раздел V.
Инструменты
кредитования и
заимствования.

4

Знать,
понимать,
уметь
раскрывать
содержание
и
применять на практике:
Кредит.
Кредитные карты.
Карты
рассрочки.
Автокредитование.
Ипотека.
Коммерческий
банк.
Микрофинансовые
организации.
Идеальный
заёмщик. Кредитная история.
Кредитный договор. Способы
погашения
кредита.
Банкротство физических лиц.

Устный опрос;
Практическая
работа;
Творческие
задания

Официальный и открытый YouTube-канал
автора учебника: «Финансовая грамотность
со Светланой Толкачевой». URL:
www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva.
Порталы для взаимодействия с
государством:
1. Единая система идентификации и
аутентификации. URL: https://
esia.gosuslugi.ru.
2. Пенсионный фонд РФ. URL:
http://www.pfrf.ru/.
3. Федеральная налоговая служба. URL:
https://www.nalog.ru.
Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы)
1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность.
Светлана Толкачева
https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache
va
2.Интернет-портал Вашифинансы.рф
https://vashifinancy.ru/
3.Интернет-портал Финансовая культура
https://fincult.info/

Раздел VI.
Сотрудничество с
государством

4

Знать,
понимать,
уметь
раскрывать
содержание
и
применять на практике:
Коммуникация в цифровом
мире. Идентификация. Паспорт
гражданина.
Персональные
данные.
Традиционная
и
биометрическая защита. Единая
система
идентификации
и
аутентификации.
Связь

Устный опрос;
Практическая
работа;
Творческие
задания

Официальный и открытый YouTube-канал
автора учебника: «Финансовая грамотность
со Светланой Толкачевой». URL:
www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva.
Порталы для взаимодействия с
государством:
1. Единая система идентификации и
аутентификации. URL: https://
esia.gosuslugi.ru.
2. Пенсионный фонд РФ. URL:

12

гражданина
государством.
Налоговая система. Налог на
имущество.
Кадастровая
стоимость. Налог на доходы
физических лиц. Транспортный
налог. Социальная поддержка.
Социальные услуги и льготы.
Активный
и
пенсионный
возраст. Пенсионная система.
Страховая и накопительная
части
пенсии.
Новая
пенсионная формула.
Радел VII.
Создайте свой
стартап

4

Знать,
понимать,
уметь
раскрывать
содержание
и
применять на практике:
Стартап. Идеи для стартапа.
Команда для стартапа. Бизнесплан.
Бизнес-идея.
Маркетинговая
стратегия.
Финансовый план. Особенности
реализации идей. Принятие
решений
в
ситуации
неопределённости.

http://www.pfrf.ru/.
3. Федеральная налоговая служба. URL:
https://www.nalog.ru.
Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы)
1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность.
Светлана Толкачева
https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache
va
2.Интернет-портал Вашифинансы.рф
https://vashifinancy.ru/
3.Интернет-портал Финансовая культура
https://fincult.info/
Устный опрос;
Практическая
работа;
Творческие
задания

Официальный и открытый YouTube-канал
автора учебника: «Финансовая грамотность
со Светланой Толкачевой». URL:
www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva.
Порталы для взаимодействия с
государством:
1. Единая система идентификации и
аутентификации. URL: https://
esia.gosuslugi.ru.
2. Пенсионный фонд РФ. URL:
http://www.pfrf.ru/.
3. Федеральная налоговая служба. URL:
https://www.nalog.ru.
Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы)
1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность.
Светлана Толкачева
https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache
va
2.Интернет-портал Вашифинансы.рф

13

https://vashifinancy.ru/
3.Интернет-портал Финансовая культура
https://fincult.info/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».