2 Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» предметной области «Общественные науки» реализуется в виде внеурочной деятельности 35 ч (1 ч в неделю в течение одного года). В рабочей программе соблюдается преемственность в изложении учебного материала в контексте ранее изученных учебных предметов, в том числе в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. В рекомендациях по реализации рабочей программы учтены компетенции, полученные обучающимися в курсах истории, обществознания, математики, информатики и др. Сформированные в данных учебных курсах компетенции должны стать основой для получения новых знаний и умений для формирования компетенций, необходимых при принятии решений в сфере финансов. В процессе обучения рекомендуется учитывать личные потребности учащегося и социума. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы. Это становится особенно востребованным в условиях перехода к цифровой экономике. Цифровой мир ставит перед человеком новые задачи в сфере финансов и требует определённого уровня подготовки для принятия эффективных решений. В данной внеурочной деятельности значительное внимание уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников. Поиск информации предлагается осуществлять во взаимодействии с социумом, путём проведения опросов по конкретным финансовым задачам. Решение этих задач не имеет однозначного ответа, поэтому рекомендуется организовать их обсуждение в форме дебатов. В новых условиях цифрового мира полученная информация требует постоянного обновления. В связи с этим курс впервые дополнен официальным и открытым блогом автора С. В. Толкачёвой на YouTube. На канале представлены разные форматы видео, которые могут быть использованы как учителями при проведении уроков, так и учащимися в рамках самостоятельной работы. Также площадка предоставляет возможность прямого диалога с автором курса С. В. Толкачёвой. Есть возможность задавать вопросы и общаться в организованном автором сообществе в комментариях под видео. Плейлисты канала дополняют соответствующие главы учебника. Форматы видео на канале следующие: • обучающие ролики с анимацией (5—15 мин); • вопрос—ответ (1—4 мин); • разбор кейса с презентацией (10—30 мин); • интервью (30—45 мин). В рамках данной рабочей программы образовательный процесс нацелен на многогранное развитие и социализацию каждого учащегося в свободное от учёбы время. Рабочая программа составлена с учётом общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Отличительными особенностями её реализации являются: • использование практико-ориентированного подхода к исследованию финансовых ситуаций, существующих в современном цифровом мире; • организация исследовательской работы учащихся в малых группах в процессе решения конкретной финансовой задачи; • распределение ролей и ответственности в проектной команде учащихся; 3 • формирование умения участвовать в дискуссиях по финансовым вопросам; • обеспечение социализации обучающихся в процессе формирования навыков общения с представителями различных финансовых структур; • применение цифровых технологий при разработке финансовых проектов. «Финансовая грамотность» (предметная область «Общественные науки») направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию познавательного интереса, является исследовательская деятельность. Коммуникативная деятельность обучающихся строится на основе совместной (командной) деятельности, включающей отстаивание собственной позиции в исследовании конкретной финансовой проблемы, умение формулировать мысли, аргументировать собственную точку зрения, выполнение персональной задачи, поставленной перед каждым членом команды, участие в дискуссии, сбор, структурирование и представление информации в устной и письменной форме, оформление результатов командного исследования и т. д. «Финансовая грамотность» базируется на применении знаний и умений, приобретённых в процессе изучения информатики и ИКТ. Обучающиеся используют эти знания и умения при решении практических финансовых вопросов, например получении онлайн-услуг Пенсионного фонда РФ, налоговых органов, коммерческих банков, страховых организаций. Структура курса включает в себя теоретические положения и практические задания, которые позволят обучающемуся закрепить знания, при полученные в ходе изучения конкретной темы курса. Последовательность глав выстроена таким образом, чтобы обучающийся подготовился к решению не только текущих, но и перспективных финансовых задач. Внеурочная деятельность по финансовой грамотности требует деятельностного подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется единство знаний, умений и практических навыков по финансовым вопросам и способам их решения. Усвоение знаний происходит в ходе групповой и индивидуальной работы, которая организуется под руководством учителя самими обучающимися. Изучение «Финансовой грамотности» (предметная область «Общественные науки») даёт возможность обучающимся овладеть навыками практической адаптации в динамично меняющемся цифровом мире, которые используются для решения финансовых проблем. Цели и задачи обучения Цели обучения: • приобретение опыта решения финансовых вопросов учащимися на основе практикоориентированного подхода с применением цифровых технологий; • формирование финансовой грамотности у учащихся для принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач: • раскрыть эволюцию и роль денег в цифровой экономике; • познакомиться с практикой использования цифровых денег и возможностями разрешения проблемных ситуаций; • освоить механизм моделирования и управления личными финансами; • изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в цифровом мире; • познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной экономике; 4 • рассмотреть возможности применения цифровых технологий в процессе финансового планирования; • определить возможности формирования современной личности как условия поиска себя в цифровом мире; • разработать проект собственного стартапа и исследовать финансовые возможности для его реализации. Место в образовательном процессе «Финансовая грамотность» (предметная область «Общественные науки»): рассчитана на учащихся старших классах, имеющих общую подготовку по истории, обществознанию, математике, информатике и владеющих компьютером на уровне пользователя; ориентирована на формирование у обучающихся системы ценностей, соответствующих общественным потребностям и условиям: юридическим, политическим, нравственным, социальным, экономическим, а также существующим в данный момент времени; ориентирована на потребности личности в обоснованном выборе профессии и получении необходимых профессиональных компетенций в системе среднего и высшего образования. Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся. Обучающимся должны быть созданы условия для ведения самостоятельной познавательной, учебно-исследовательской, а также индивидуальной и групповой проектной деятельности. Планируемые результаты освоения Планируемые результаты освоения финансовой грамотности достигаются на основе деятельностного подхода, реализуемого в рамках общеинтеллектуального направления путём использования словесно-логических, научно-исследовательских и игровых форм организации деятельности, изучения содержания учебного материала, методического сопровождения, иллюстраций. Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях цифрового мира, за счёт: • понимания и грамотного применения финансовых терминов; • сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом РФ, налоговыми органами, потенциальными инвесторами; • изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире и способов их применения; • разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме стартапа и его защиты. Ученик научится: • оценивать и прогнозировать востребованность профессиональных компетенций; • видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций; • формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски; планировать личные доходы и расходы; 5 • понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов, платёжных карт, страховых программ и т. д.; • представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых услуг; • понимать различия между финансовыми инструментами, представлять их возможности применения; • различать банки и микрофинансовые организации (МФО); • оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные последствия; • понимать специализацию и роль финансовых посредников в области банковских, страховых и инвестиционных услуг; • разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной систем; • отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы защиты от них; • пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги; • защищать персональную информацию различными способами; • понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и представлять возможные риски. Ученик получит возможность научиться: • разрабатывать личный план развития; • принимать осознанные решения при совершении операций с денежными средствами, использовать на практике дистанционные средства управления финансами; • оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы и человеческий капитал; • организовывать процесс управления личными финансами с помощью цифровых технологий; • расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и приоритетами; • оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый; • диагностировать действия организации как финансовой пирамиды; • представлять образ идеального заёмщика для банка; • взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на сайтах, предоставляющих государственные услуги; • формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в зависимости от конкретных условий). Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией. Познавательные: • освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся условиях; • организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире; • овладение методами сравнения, обобщения, классификации, формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации; • установление причинно-следственных связей, логической цепи рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий; • формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме. Регулятивные: • постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой проблемы; • прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их стоимости, функций, видов; 6 • оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении финансовых целей; • контроль результатов использования, выбранного способа достижения финансовых целей; • корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния различных факторов; • оценка результатов реализации принятого финансового решения. Коммуникативные: • инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации; • планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения финансовых вопросов; • выявление проблем развития финансового сектора в цифровом мире; • выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных финансовых ситуациях; • участие в «Дебат-клубе» по финансовым вопросам, аргументация своей точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов; • представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ. К личностным результатам обучения относится формирование самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире, что реализуется посредством: • осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия ответственных решений; • личной оценки действий субъектов финансовых отношений; • овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их моделирования в виде игровых ситуаций; • готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере; • готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире, для принятия финансовых решений. Содержание Раздел I. Личность в мире будущего Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills. Раздел II. Деньги в цифровом мире Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный и интернет-банк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг. Раздел III. Моделирование личных финансов Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности». Раздел IV. Инструменты сбережения и инвестирования 7 Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производныe финансовыe инструменты. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире. Раздел V. Инструменты кредитования и заимствования Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц. Раздел VI. Сотрудничество с государством Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь гражданина государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула. Радел VII. Создайте свой стартап Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости. 8 Тематическое планирование Наименование разделов Количество часов Основные виды деятельности Виды, формы контроля Раздел I. Личность в мире будущего 5 Знать, понимать, уметь Устный опрос; раскрывать содержание и Практическая работа; применять на практике: Творческие Скорость жизни в цифровом задания мире. Возможные сценарии жизни. Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills. Раздел II. Деньги в цифровом мире 5 Знать, понимать, уметь раскрывать содержание и применять на практике: Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и дефляция. Волатильность. Банковские Устный опрос; Практическая работа; Творческие задания Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Официальный и открытый YouTube-канал автора учебника: «Финансовая грамотность со Светланой Толкачевой». URL: www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva. Порталы для взаимодействия с государством: 1. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https:// esia.gosuslugi.ru. 2. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/. 3. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru. Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы) 1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность. Светлана Толкачева https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache va 2.Интернет-портал Вашифинансы.рф https://vashifinancy.ru/ 3.Интернет-портал Финансовая культура https://fincult.info/ Официальный и открытый YouTube-канал автора учебника: «Финансовая грамотность со Светланой Толкачевой». URL: www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva. Порталы для взаимодействия с государством: 1. Единая система идентификации и 9 карты. Мобильный и интернетбанк. Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг. Фишинг. Снифферинг. аутентификации. URL: https:// esia.gosuslugi.ru. 2. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/. 3. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru. Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы) 1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность. Светлана Толкачева https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache va 2.Интернет-портал Вашифинансы.рф https://vashifinancy.ru/ 3.Интернет-портал Финансовая культура https://fincult.info/ Раздел III. Моделирование личных финансов 6 Знать, понимать, уметь раскрывать содержание и применять на практике: Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы. Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности». Устный опрос; Практическая работа; Творческие задания Официальный и открытый YouTube-канал автора учебника: «Финансовая грамотность со Светланой Толкачевой». URL: www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva. Порталы для взаимодействия с государством: 1. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https:// esia.gosuslugi.ru. 2. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/. 3. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru. Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы) 1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность. Светлана Толкачева 10 https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache va 2.Интернет-портал Вашифинансы.рф https://vashifinancy.ru/ 3.Интернет-портал Финансовая культура https://fincult.info/ Раздел IV. Инструменты сбережения и инвестирования 7 Знать, понимать, уметь раскрывать содержание и применять на практике: Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке (депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации. Производныe финансовыe инструменты. Опционы. Фьючерсы. Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт. Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире. Устный опрос; Практическая работа; Творческие задания Официальный и открытый YouTube-канал автора учебника: «Финансовая грамотность со Светланой Толкачевой». URL: www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva. Порталы для взаимодействия с государством: 1. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https:// esia.gosuslugi.ru. 2. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/. 3. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru. Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы) 1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность. Светлана Толкачева https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache va 2.Интернет-портал Вашифинансы.рф https://vashifinancy.ru/ 3.Интернет-портал Финансовая культура https://fincult.info/ 11 Раздел V. Инструменты кредитования и заимствования. 4 Знать, понимать, уметь раскрывать содержание и применять на практике: Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека. Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик. Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита. Банкротство физических лиц. Устный опрос; Практическая работа; Творческие задания Официальный и открытый YouTube-канал автора учебника: «Финансовая грамотность со Светланой Толкачевой». URL: www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva. Порталы для взаимодействия с государством: 1. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https:// esia.gosuslugi.ru. 2. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/. 3. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru. Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы) 1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность. Светлана Толкачева https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache va 2.Интернет-портал Вашифинансы.рф https://vashifinancy.ru/ 3.Интернет-портал Финансовая культура https://fincult.info/ Раздел VI. Сотрудничество с государством 4 Знать, понимать, уметь раскрывать содержание и применять на практике: Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина. Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система идентификации и аутентификации. Связь Устный опрос; Практическая работа; Творческие задания Официальный и открытый YouTube-канал автора учебника: «Финансовая грамотность со Светланой Толкачевой». URL: www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva. Порталы для взаимодействия с государством: 1. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https:// esia.gosuslugi.ru. 2. Пенсионный фонд РФ. URL: 12 гражданина государством. Налоговая система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система. Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула. Радел VII. Создайте свой стартап 4 Знать, понимать, уметь раскрывать содержание и применять на практике: Стартап. Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнесплан. Бизнес-идея. Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей. Принятие решений в ситуации неопределённости. http://www.pfrf.ru/. 3. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru. Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы) 1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность. Светлана Толкачева https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache va 2.Интернет-портал Вашифинансы.рф https://vashifinancy.ru/ 3.Интернет-портал Финансовая культура https://fincult.info/ Устный опрос; Практическая работа; Творческие задания Официальный и открытый YouTube-канал автора учебника: «Финансовая грамотность со Светланой Толкачевой». URL: www.YouTube.com/c/SvetlanaTolkacheva. Порталы для взаимодействия с государством: 1. Единая система идентификации и аутентификации. URL: https:// esia.gosuslugi.ru. 2. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/. 3. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru. Электронные ресурсы (Интернет-ресурсы) 1.Ютуб-канал по Финансовая грамотность. Светлана Толкачева https://www.youtube.com/c/SvetlanaTolkache va 2.Интернет-портал Вашифинансы.рф 13 https://vashifinancy.ru/ 3.Интернет-портал Финансовая культура https://fincult.info/