РП ОДНКНР. 5-6 классы

2

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с:
1. Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного
общего образования.
2. Примерной
основной образовательной программы основного общего
образования (Примерная программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной
культуры народов России.»).
3. Основными направлениями воспитательной деятельности, определенными в
разделе "Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и
на основе отечественных традиций" Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 года № 996-р)
4. Программой воспитательной работы МАОУ СОШ № 13 имени П. А. Леонова г.
Южно-Сахалинска
В рабочей программе учебного предмета учтены основные направления
воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание.
2. Патриотическое воспитание.
3. Духовно-нравственное воспитание.
4. Эстетическое воспитание.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия.
6. Трудовое воспитание.
7. Экологическое воспитание.
8. Ценности научного познания.
Рабочая программа ориентирована на использование:
1. Рабочей программы к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной
культуры народов России. Основы светской этики» для 5 класса, авт. М. Т. Студеникин, М.:
ООО «Русское слово - учебник», 2012. - (ФГОС).
2. Учебник: Студеникина М.Т. «Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/
М.Т. Студеникин. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 192 с. (ФГОС).
Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» должно обеспечить:
1. воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2. знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
3. формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных
религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении
гражданского общества и российской государственности;
4. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и
общества;
5. формирование представлений об исторической роли традиционных религий и
гражданского общества в становлении российской государственности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, предполагает воспитание и
развитие качеств личности отвечающих требованиям построения демократического
гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского

3

общества. В соответствии со Стандартом, на ступени основного общего образования
осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и
мировоззрения
обучающихся;
духовно-нравственное
развитие
и
воспитание,
предусматривающее принятие подростками моральны норм, нравственных установок,
национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся.
Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» базовым учебным планом: по 1
учебному часу в неделю при 34 учебных неделях на 2 года обучения в 5-6 классах.
Содержание учебного предмета
5 класс
Раздел I. «Россия — наш общий дом».
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные
ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и
нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовнонравственной культуре народов России.
Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык
как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их
взаимосвязь.
Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа
российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие.
Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Истоки родной культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в
жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства
России.
Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными
ценностями общества.
Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность.
Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества
и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях
России.
Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения
нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию
человека.
Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов
России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Раздел II. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества.
Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг
человека.
Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства,
человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России.
Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

4

Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического
творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе
и произведениях разных видов искусства.
Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции
Раздел III. «Духовно-нравственное богатство личности».
Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек
не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей.
Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким.
Раздел IV. «Культурное единство России».
Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и
почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества.
Важность
исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность
поколений.
Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление
действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения?
Внутренний мир человека и его духовность.
Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная
трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего
Отечества.
Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники
важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как
воплощение духовно-нравственных идеалов.
Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры:
исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы.
Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные
ценности народов России.
Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения.
Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные
инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность.
Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и

5

фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов
России.
Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка.
Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности.
Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников.
Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия
как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир.
Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности
народов России.
6 класс
Раздел I. «Культура как социальность».
Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия.
Связь
между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние
и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования
социального облика общества.
Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в
ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур.
Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов
России.
История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная
деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных
укладов как результат исторического развития народов России.
Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда.
Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое
технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в
истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов
образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции
народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции
Российской Федерации.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории.
Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как
источник духовно-нравственных ценностей.
Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его
портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения
материальной и духовной культуры народов России.
Раздел II.«Человек и его отражение в культуре».
Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в
правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств. Единство духовной жизни.

6

Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека.
Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость
развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и
гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях.
Современное общество и религиозный идеал человека.
Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его
особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовнонравственных ценностей.
Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и
его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность
важна?
Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я
люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Раздел III.«Человек как член общества».
Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая
стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность.
Общественная оценка труда.
Подвиг: как узнать героя?Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм
на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном
измерении.
Дружба,
предательство.
Коллектив.
Личные
границы
Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих
явлений в культуре общества.
Духовно-нравственные ориентиры социальных
отношений.
Милосердие.
Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага.
Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов
России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в
целом.
Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в
общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Раздел IV. «Родина и патриотизм».
Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма.
Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг
гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.

7

Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало.
Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что
такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская
идентичность.
Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен
обладать человек как гражданин.
Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через
добрые дела.
Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре.
Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Человек и культура
(проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».
Планируемые образовательные результаты
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования определяет, как компонент содержания образования, так и формирование
универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных,
регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной
учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих
характеристик школьника:
Личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на основе
положительного отношения к труду;
3. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
4. формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
5. формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие
современного мира;
6. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми;
7. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человек его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, а также к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другим людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
3. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
4. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

8

5. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
6. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; в. устной и письменной речью, монологической контекстной
речью.
Предметные результаты:
1. воспитание
способности
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитанию веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
2. знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в
культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному
самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
3. формирование представлений об основах светской этики;
4. понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества.

2

Тематическое планирование 5 класс
Наименование
разделов

Количество
часов

Раздел I. Россия 10
— наш общий дом

Основные виды деятельности
Знать цель и предназначение курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»,
понимать
важность
изучения
культуры
и
гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина России; иметь
представление о содержании данного курса, в том
числе о понятиях «мораль и нравственность»,
«семья», «традиционные ценности», об угрозах
духовно-нравственному единству страны; понимать
взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным
поведением.
Иметь представление об историческом пути
формирования
многонационального
состава
населения Российской Федерации, его мирном
характере и причинах его формирования; знать о
современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия народов Российской Федерации,
причинах
культурных
различий;
понимать
необходимость
межнационального
и
межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия,
важность сотрудничества и дружбы между народами
и нациями, обосновывать их необходимость.
Знать и понимать, что такое язык, каковы
важность его изучения и влияние на миропонимание
личности;
иметь
базовые
представления
о
формировании языка как носителя духовнонравственных смыслов культуры; понимать суть и
смысл коммуникативной роли языка, в том

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Основы
религиозных
культур и светской этики
http://orkce.apkpro.ru

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая Электронная гуманитарная
работа.
библиотека www.gumfak.ru

Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru

3

числе в организации межкультурного диалога и
взаимодействия; обосновывать своё понимание
необходимости нравственной чистоты языка,
важности лингвистической гигиены, речевого
этикета.
Иметь базовые представления о происхождении
и развитии русского языка, его взаимосвязи с
языками других народов России; знать и уметь
обосновать
важность
русского
языка
как
культурообразующего языка народов России,
важность его для
существования государства и общества; понимать,
что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное
наследие, достояние российского государства, уметь
приводить
примеры; иметь представление о нравственных
категориях русского языка и их происхождении.
Иметь сформированное представление о
понятие «культура»; осознавать и уметь доказывать
взаимосвязь культуры и природы; знать основные
формы репрезентации культуры, уметь их различать
и
соотносить
с
реальными
проявлениями
культурного многообразия; уметь выделять общие
черты в культуре различных народов, обосновывать
их значение и причины.
Иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных
укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте,
рыболовстве;
понимать
взаимосвязь
между
хозяйственным укладом и проявлениями духовной
культуры; понимать и объяснять зависимость
основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных
условий и взаимодействия с другими этносами.
Иметь представление о таких культурных

4

концептах как «искусство», «наука», «религия»;
знать и давать определения терминам «мораль»,
«нравственность»,
«духовные
ценности»,
«духовность» на доступном для обучающихся уровне
осмысления; понимать смысл и взаимосвязь
названных терминов с формами их репрезентации в
культуре;
осознавать
значение
культурных
символов,
нравственный и духовный смысл культурных
артефактов; знать, что такое знаки и символы, уметь
соотносить их с культурными явлениями, с которыми
они связаны.
Иметь представление о понятии «религия»,
уметь пояснить её роль в жизни общества и основные
социально-культурные функции; осознавать связь
религии и морали; понимать роль и значение
духовных ценностей в религиях народов России;
уметь
характеризовать
государствообразующие
конфессии
России и их картины мира.
Характеризовать термин «образование» и
уметь обосновать его важность для личности и
общества; иметь представление об основных
ступенях образования в России и их необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности
человека; приводить примеры взаимосвязи между
знанием,
образованием
и
личностным
и
профессиональным ростом человека; понимать
взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитием общества, осознавать ценность знания,
истины, востребованность процесса познания как
получения новых сведений о мире.
Иметь сформированные представления о
закономерностях
развития культуры и истории народов, их
культурных особенностях; выделять общее и

5

Раздел II. Семья и 6
духовнонравственные
ценности.

единичное в культуре на основе предметных знаний
о культуре своего народа; предполагать и доказывать
наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями на основе местной
культурно-исторической специфики; обосновывать
важность сохранения культурного многообразия как
источника духовно-нравственных ценностей, морали
и нравственности современного общества.
Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом
культуры и особенностями семейного быта и
отношений в семье; осознавать значение термина
«поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени; уметь составить
рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования;
понимать и обосновывать такие понятия, как
«счастливая семья», «семейное счастье»; осознавать
и уметь доказывать важность семьи как хранителя
традиций и её воспитательную роль; понимать смысл
терминов «сиротство», «социальное сиротство»,
обосновывать нравственную важность заботы о
сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны
государства.
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
осознавать
взаимосвязь
и
различия между
концептами «Отечество» и «Родина»; понимать, что
такое история семьи, каковы формы её выражения и
сохранения; обосновывать и доказывать взаимосвязь
истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Иметь представление о семейных традициях и
обосновывать их важность как ключевых элементах
семейных отношений; знать и понимать взаимосвязь
семейных традиций и культуры собственного этноса;
уметь рассказывать о семейных традициях своего

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа.

Основы
религиозных
культур и светской этики
http://orkce.apkpro.ru
Электронная гуманитарная
библиотека www.gumfak.ru
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru

6

народа и народов России, собственной семьи;
осознавать роль семейных традиций в культуре
общества,
трансляции
ценностей,
духовнонравственных идеалов.
Знать и называть традиционные сказочные и
фольклорные
сюжеты
о
семье,
семейных
обязанностях; уметь обосновывать своё понимание
семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах; знать и понимать морально-нравственное
значение семьи в литературных произведениях,
иметь представление о ключевых сюжетах с
участием семьи в произведениях художественной
культуры; понимать и обосновывать важность
семейных ценностей с использованием различного
иллюстративного материала.
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и
домашний
труд; понимать и уметь объяснять специфику семьи
как социального института, характеризовать роль
домашнего труда и распределение экономических
функций в семье; осознавать и оценивать семейный
уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой
семей; характеризовать распределение семейного
труда и осознавать его важность для укрепления
целостности семьи.
Иметь
сформированные
представления
о
закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные
закономерности на региональных материалах и
примерах из жизни собственной семьи; выделять
особенности духовной культуры семьи в фольклоре и
культуре различных народов на основе предметных
знаний
о культуре своего народа; предполагать и доказывать
наличие взаимосвязи между культурой и духовно-

7

нравственными ценностями семьи; обосновывать
важность семьи и семейных традиций для
трансляции
духовно-нравственных
ценностей,
морали и нравственности как фактора культурной
преемственности.
Раздел
III. 3
Духовнонравственное
богатство
личности.

Раздел
IV. 15
Культурное
единство России.

Знать и понимать значение термина «человек» в
контексте духовно-нравственной культуры; уметь
обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность
человека и общества, человека и культуры; понимать
и объяснять различия между обоснованием термина
«личность» в быту, в контексте культуры и
творчества; знать, что такое гуманизм, иметь
представление о его источниках в культуре.
Знать значение термина «творчество» в
нескольких аспектах и понимать границы их
применимости; осознавать и доказывать важность
морально- нравственных ограничений в творчестве;
обосновывать важность творчества как реализацию
духовно-нравственных
ценностей
человека;
доказывать
детерминированность
творчества
культурой своего этноса; знать и уметь объяснить
взаимосвязь труда и творчества.
Знать и уметь объяснить значение и роль морали
и нравственности в жизни человека; обосновывать
происхождение духовных ценностей, понимание
идеалов добра и зла; понимать и уметь показывать на
примерах
значение
таких
ценностей,
как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие»,
«любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким».
Понимать и уметь объяснять суть термина
«история», знать основные исторические периоды и
уметь выделять их сущностные черты; иметь
представление о значении и функциях изучения

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа.

Основы
религиозных
культур и светской этики
http://orkce.apkpro.ru
Электронная гуманитарная
библиотека www.gumfak.ru
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru

Устный
опрос;
Письменный
контроль;

Основы
религиозных
культур и светской этики
http://orkce.apkpro.ru

8

истории; осознавать историю своей семьи и народа Практическая Электронная гуманитарная
как часть мирового исторического процесса. Знать о работ.
библиотека www.gumfak.ru
существовании
связи
между
историческими
событиями и культурой. Обосновывать важность
Единая
коллекция
изучения истории как духовно- нравственного долга
цифровых
гражданина и патриота.
образовательных ресурсов
Знать и понимать отличия литературы от других
http://schoolcollection.edu.ru
видов художественного творчества; рассказывать об
особенностях
литературного
повествования,
выделять
простые
выразительные
средства
литературного языка; обосновывать и доказывать
важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей; находить
и обозначать средства выражения морального и
нравственного
смысла
в
литературных
произведениях.
Иметь представление о значении терминов
«взаимодействие культур», «культурный обмен» как
формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества; понимать и
обосновывать важность сохранения культурного
наследия; знать, что такое глобализация, уметь
приводить примеры межкультурной коммуникации
как способа формирования общих духовнонравственных ценностей.
Знать и уметь объяснить суть и значение
следующих
духовно-нравственных
ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов
России с опорой на культурные и исторические

9

особенности
российского
народа:
осознавать
духовно-нравственные ценности в качестве базовых
общегражданских ценностей российского общества и
уметь доказывать это.
Понимать принципы федеративного устройства
России и концепт «полиэтничность»; называть
основные этносы Российской Федерации и регионы,
где они традиционно проживают; уметь объяснить
значение
словосочетаний
«многонациональный
народ
Российской
Федерации»,
«государствообразующий
народ»,
«титульный
этнос»;
понимать
ценность
многообразия
культурных укладов народов Российской Федерации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнационального и межрелигиозного согласия в
России; уметь выделять общие черты в культуре
различных народов, обосновывать их значение и
причины
Иметь представление о природе праздников и
обосновывать их важность как элементов культуры;
устанавливать
взаимосвязь
праздников
и
культурного уклада; различать основные типы
праздников; уметь рассказывать о праздничных
традициях народов России и собственной семьи;
анализировать связь праздников и истории, культуры
народов России; понимать основной смысл семейных
праздников: определять нравственный смысл
праздников народов России; осознавать значение
праздников как элементов культурной памяти
народов России, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Знать,
что
такое
архитектура,
уметь
охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их
структурой и особенностями культуры и этапами
исторического развития; понимать взаимосвязь

10

между типом жилищ и типом хозяйственной
деятельности; осознавать и уметь охарактеризовать
связь между уровнем научно-технического развития
и типами жилищ; осознавать и уметь объяснять
взаимосвязь между особенностями архитектуры и
духовно-нравственными
ценностями
народов
России; устанавливать связь между историей
памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры; иметь представление
о нравственном и научном смысле краеведческой
работы.
Знать и понимать отличия музыки от других
видов художественного творчества, рассказывать об
особенностях музыкального повествования, выделять
простые выразительные средства музыкального
языка; обосновывать и доказывать важность музыки
как культурного явления, как формы трансляции
культурных ценностей; находить и обозначать
средства выражения морального и нравственного
смысла музыкальных произведений; знать основные
темы музыкального творчества народов России,
народные инструменты
Знать и понимать отличия изобразительного
искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и
выразительных
средствах
изобразительного
искусства; уметь объяснить, что такое скульптура,
живопись, графика, фольклорные орнаменты;
обосновывать
и
доказывать
важность
изобразительного
искусства
как
культурного
явления, как формы трансляции культурных
ценностей; находить и обозначать средства
выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства; знать основные темы
изобразительного искусства народов России.
Знать и понимать, что такое пословицы и

11

поговорки, обосновывать важность и нужность этих
языковых выразительных средств; понимать и
объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина,
песня; воспринимать и объяснять на примерах
важность понимания фольклора как отражения
истории народа и его ценностей, морали и
нравственности; знать, что такое национальная
литература и каковы её выразительные средства;
оценивать
морально-нравственный
потенциал
национальной литературы.
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между
бытом и природными условиями проживания народа
на примерах из истории и культуры своего региона;
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения
и развития культурных, духовно-нравственных,
семейных и этнических традиций, многообразия
культур; уметь оценивать и устанавливать границы и
приоритеты взаимодействия между людьми разной
этнической,
религиозной
и
гражданской
идентичности на доступном для шестиклассников
уровне (с учётом их возрастных особенностей);
понимать и уметь показывать на примерах значение
таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание,
милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые
традиции народов своего края.
Знать и уметь объяснить отличия культурной
географии от физической и политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов
России; описывать отдельные области культурной
карты в соответствии с их особенностями.
Знать и уметь объяснить значение и роль общих
элементов в культуре народов России для
обоснования её территориального, политического и
экономического единства; понимать и доказывать
важность и преимущества этого единства перед

12

требованиями
национального
отдельных этносов.

самоопределения

Тематическое планирование 6 класс
Наименование
разделов

Количество
часов

Раздел
I. 8
Культура
как
социальность.

Основные виды деятельности
Знать и уметь объяснить структуру культуры
как социального явления; понимать специфику
социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений; уметь доказывать связь между
этапом развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их взаимосвязь с
духовно- нравственным состоянием общества;
понимать зависимость социальных процессов от
культурно-исторических процессов; уметь объяснить
взаимосвязь между научно-техническим прогрессом
и этапами развития социума.
Характеризовать
административнотерриториальное деление России; знать количество
регионов, различать субъекты и федеральные округа,
уметь показать их на административной карте
России; понимать и уметь объяснить необходимость
федеративного
устройства
в
полиэтничном
государстве, важность сохранения исторической
памяти отдельных этносов; объяснять принцип
равенства прав каждого человека, вне зависимости от
его принадлежности к тому или иному народу;
понимать ценность многообразия культурных
укладов
народов
Российской
Федерации;
демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнационального и межрелигиозного согласия в

Виды,
формы
контроля
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Основы
религиозных
культур и светской этики
http://orkce.apkpro.ru
Электронная гуманитарная
библиотека www.gumfak.ru
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru

13

России; характеризовать духовную культуру всех
народов России как общее достояние и богатство
нашей многонациональной Родины.
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство»
и характеризовать его типы; понимать взаимосвязь
между хозяйственной деятельностью народов России
и особенностями исторического периода; находить и
объяснять зависимость ценностных ориентиров
народов России от их локализации в конкретных
климатических, географических и культурноисторических условиях.
Знать, что такое труд, производительность труда
и разделение труда, характеризовать их роль и
значение в истории и современном обществе;
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость
членов
общества,
роль
созидательного
и
добросовестного труда для создания социально и
экономически
благоприятной
среды;
демонстрировать понимание роли обслуживающего
труда, его социальной и духовно-нравственной
важности;
понимать
взаимосвязи
между
механизацией домашнего труда и изменениями
социальных взаимосвязей в обществе; осознавать и
обосновывать влияние технологий на культуру и
ценности общества.
Иметь представление об истории образования и
его роли в обществе на различных этапах его
развития; понимать и обосновывать роль ценностей в
обществе, их зависимость от процесса познания;
понимать специфику каждой ступени образования, её
роль в современных общественных процессах;
обосновывать важность образования в современном
мире
и
ценность
знания;
характеризовать
образование как часть процесса формирования
духовно-нравственных ориентиров человека.
Знать термины «права человека», «естественные

14

Раздел
Человек и
отражение
культуре.

II. 6
его
в

права
человека»,
«правовая
культура»:
характеризовать историю формирования комплекса
понятий, связанных с правами; понимать и
обосновывать
важность
прав
человека
как
привилегии и обязанности человека; понимать
необходимость соблюдения прав человека; понимать
и уметь объяснить необходимость сохранения
паритета между правами и обязанностями человека в
обществе; приводить примеры формирования
правовой культуры из истории народов России.
Знать и понимать смысл терминов «религия»,
«конфессия»,
«атеизм»,
«свободомыслие»;
характеризовать основные культурообразующие
конфессии; знать и уметь объяснять роль религии в
истории и на современном этапе общественного
развития; понимать и обосновывать роль религий как
источника культурного развития общества.
Характеризовать
основные
процессы,
протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры; понимать и уметь доказать
важность духовно-нравственного развития человека и
общества в целом для сохранения социальноэкономического
благополучия;
называть
и
характеризовать основные источники этого процесса;
уметь
доказывать
теоретические
положения,
выдвинутые ранее на примерах из истории и
культуры России.
Объяснять,
как
проявляется
мораль
и
нравственность через описание личных качеств
человека; осознавать, какие личностные качества
соотносятся с теми или иными моральными и
нравственными ценностями; понимать различия
между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
обосновывать и доказывать ценность свободы как
залога благополучия общества, уважения к правам
человека, его месту и роли в общественных

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа.

Основы
религиозных
культур и светской этики
http://orkce.apkpro.ru
Электронная гуманитарная
библиотека www.gumfak.ru
Единая
цифровых

коллекция

15

процессах; характеризовать взаимосвязь таких
понятий как «свобода», «ответственность», «право» и
«долг»; понимать важность коллективизма как
ценности современной России и его приоритет перед
идеологией индивидуализма; приводить примеры
идеалов
человека
в
историко-культурном
пространстве современной России.
Понимать
различие
между
процессами
антропогенеза
и
антропосоциогенеза;
характеризовать процесс взросления человека и его
основные этапы, а также потребности человека для
гармоничного развития и существования на каждом
из этапов; обосновывать важность взаимодействия
человека и общества, характеризовать негативные
эффекты социальной изоляции; знать и уметь
демонстрировать своё понимание самостоятельности,
её роли в развитии личности, во взаимодействии с
другими людьми.
Характеризовать
нравственный
потенциал
религии; знать и уметь излагать нравственные
принципы
государствообразующих
конфессий
России; знать основные требования к нравственному
идеалу человека
в государствообразующих религиях современной
России; уметь обосновывать важность религиозных
моральных
и
нравственных
ценностей
для
современного общества.
Понимать и характеризовать смысл понятия
«гуманитарное знание»; определять нравственный
смысл
гуманитарного
знания,
его
системообразующую роль в современной культуре;
характеризовать понятие «культура» как процесс
самопознания общества, как его внутреннюю
самоактуализацию;
осознавать
и
доказывать
взаимосвязь различных областей гуманитарного
знания.

образовательных ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru

16

Раздел
III. 10
Человек как член
общества.

Характеризовать многосторонность понятия
«этика»; понимать особенности этики как науки;
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью
примеров в истории и культуре народов России и
соотносить их с личным опытом; обосновывать
важность и необходимость нравственности для
социального благополучия общества и личности.
Характеризовать
понятия
«самопознание»,
«автобиография», «автопортрет», «рефлексия»; уметь
соотносить понятия «мораль», «нравственность»,
«ценности» с самопознанием и рефлексией на
доступном для обучающихся уровне; доказывать и
обосновывать свои нравственные убеждения.
Характеризовать важность труда и его роль в
современном
обществе;
соотносить
понятия
«добросовестный
труд»
и
«экономическое
благополучие»; объяснять понятия «безделье»,
«лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь
обосновать необходимость их преодоления для
самого себя; оценивать общественные процессы в
области общественной оценки труда; осознавать и
демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых
подвигов, социальной ответственности за свой труд;
объяснять важность труда и его экономической
стоимости; знать и объяснять понятия «безделье»,
«лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с
другой стороны, а также «общественная оценка
труда».
Характеризовать понятия «подвиг», «героизм»,
«самопожертвование»; понимать отличия подвига на
войне и в мирное время; уметь доказывать важность
героических примеров для жизни общества; знать и
называть
героев
современного
общества
и
исторических
личностей;
обосновывать
разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм»

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работа.

Основы
религиозных
культур и светской этики
http://orkce.apkpro.ru
Электронная гуманитарная
библиотека www.gumfak.ru
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru

17

через значимость для общества и понимание
последствий.
Характеризовать
понятие
«социальные
отношения»; понимать смысл понятия «человек как
субъект социальных отношений» в приложении к его
нравственному и духовному развитию; осознавать
роль малых и больших социальных групп в
нравственном состоянии личности; обосновывать
понятия «дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории,
культуры и литературы; обосновывать важность и
находить нравственные основания социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
понимать и характеризовать понятие «этика
предпринимательства» в социальном аспекте.
Характеризовать понятие «социальные проблемы
современного общества» как многостороннее
явление,
в
том
числе
обусловленное
несовершенством духовно-нравственных идеалов и
ценностей; приводить примеры таких понятий как
«бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать
и уметь обосновывать пути преодоления их
последствий на доступном для понимания уровне;
обосновывать важность понимания роли государства
в преодолении этих проблем, а также необходимость
помощи в преодолении этих состояний со стороны
общества.
Характеризовать понятия «благотворительность»,
«меценатство»,
«милосердие»,
«волонтерство»,
«социальный проект», «гражданская и социальная
ответственность»,
«общественные
блага»,
«коллективизм» в их взаимосвязи; анализировать и
выявлять
общие
черты
традиций
благотворительности, милосердия, добровольной
помощи, взаимовыручки у представителей разных
этносов и религий; уметь самостоятельно находить

18

информацию о благотворительных, волонтёрских и
социальных проектах в регионе своего проживания.
Характеризовать
понятие
«гуманизм»
как
источник
духовно-нравственных
ценностей
российского народа; находить и обосновывать
проявления гуманизма в историко-культурном
наследии народов России; знать и понимать важность
гуманизма для формирования высоконравственной
личности,
государственной
политики,
взаимоотношений в обществе; находить и объяснять
гуманистические
проявления
в
современной
культуре.
Характеризовать
понятия
«социальные
профессии», «помогающие профессии»; иметь
представление о духовно-нравственных качествах,
необходимых
представителям
социальных
профессий;
осознавать
и
обосновывать
ответственность личности при выборе социальных
профессий; приводить примеры из литературы и
истории, современной жизни, подтверждающие
данную точку зрения.
Характеризовать понятие «благотворительность»
и его эволюцию в истории России; доказывать
важность меценатства в современном обществе для
общества в целом и для духовно-нравственного
развития личности самого мецената; характеризовать
понятие «социальный долг», обосновывать его
важную роль в жизни общества; приводить примеры
выдающихся благотворителей в истории и
современной
России;
понимать
смысл
внеэкономической
благотворительности:
волонтёрской
деятельности,
аргументированно
объяснять её важность.
Характеризовать
понятие
«наука»;
уметь
аргументированно обосновывать важность науки в
современном обществе, прослеживать её связь с

19

Раздел
Родина
патриотизм.

IV. 10
и

научно-техническим и социальным прогрессом;
называть имена выдающихся учёных России;
обосновывать важность понимания истории науки,
получения и обоснования научного знания;
характеризовать и доказывать важность науки для
благополучия общества, страны и государства;
обосновывать важность морали и нравственности в
науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий.
Характеризовать
понятие
«профессия»,
предполагать характер и цель труда в определённой
профессии; обосновывать преимущества выбранной
профессии, характеризовать её вклад в общество;
называть духовно-нравственные качества человека,
необходимые в этом виде труда.
Характеризовать
понятия
«Родина»
и
«гражданство», объяснять их взаимосвязь; понимать
духовно-нравственный
характер
патриотизма,
ценностей гражданского самосознания; понимать и
уметь
обосновывать
нравственные
качества
гражданина.
Характеризовать
понятие
«патриотизм»;
приводить примеры патриотизма в истории и
современном обществе; различать истинный и
ложный патриотизм через ориентированность на
ценности толерантности, уважения к другим
народам, их истории и культуре; уметь обосновывать
важность патриотизма.
Характеризовать понятия «война» и «мир»;
доказывать важность сохранения мира и согласия;
обосновывать роль защиты Отечества, её важность
для гражданина; понимать особенности защиты чести
Отечества в спорте, науке, культуре; характеризовать
понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»;
обосновывать их важность, приводить примеры их
проявлений.
Характеризовать понятие «государство»; уметь выделять

Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Практическая
работ.

Основы
религиозных
культур и светской этики
http://orkce.apkpro.ru
Электронная гуманитарная
библиотека www.gumfak.ru
Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru

20

и формулировать основные особенности Российского
государства с опорой на исторические факты и духовнонравственные ценности; характеризовать понятие «закон»
как существенную часть гражданской идентичности
человека;
характеризовать
понятие
«гражданская
идентичность», соотносить это понятие с необходимыми
нравственными качествами человека.
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её
составляющие: этническую, религиозную, гендерную
идентичности;
обосновывать
важность
духовнонравственных качеств гражданина, указывать их
источники.
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте
оценки собственных действий, их нравственного
характера; находить примеры добрых дел в реальности и
уметь адаптировать их к потребностям класса.
Характеризовать понятие «человек» как духовнонравственный идеал; приводить примеры духовнонравственного идеала в культуре; формулировать свой
идеал человека и нравственные качества, которые ему
присущи.
Характеризовать грани взаимодействия человека и
культуры; уметь описать в выбранном направлении с
помощью
известных
примеров
образ
человека,
создаваемый
произведениями
культуры;
показать
взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
характеризовать основные признаки понятия «человек» с
опорой на исторические и культурные примеры, их
осмысление и оценку, как с положительной, так и с
отрицательной стороны.

21

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема урока
Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»?
Родина и Отечество. Традиционные ценности и
ролевые модели.
Наш дом — Россия. Россия —
многонациональная страна.
Язык и история. Что такое язык?
Русский язык — язык общения и язык
возможностей.
Многообразие культур и его причины. Единство
культурного пространства России.
Материальная культура: архитектура, одежда,
пища, транспорт, техника.
Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности.
Культура, религия и образование.
Что значит быть культурным человеком?
Семья — базовый элемент общества.
Как связаны Родина и семья? Что такое Родина
и Отечество?
Традиции семейного воспитания в России.
Образ семьи в культуре народов России.
Роль домашнего труда.
Рассказ о своей семье (с использованием
фотографий, книг, писем и др.)
Личность — общество — культура.
Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм.
Взаимопомощь, сострадание, милосердие,

Всего

Контрольные Практические
работы
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1
1
1

http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1
1
1

http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

22

любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким.
История семьи — часть истории народа,
20
государства, человечества.
21 Внутренний мир человека и его духовность.
22 Взаимовлияние и взаимодействие культур.
Духовно-нравственные ценности российского
23
народа.
24 Регионы России: культурное многообразие.
25 Праздники в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические,
26
художественные, архитектурные.
27 Музыкальная культура народов России.
28 Изобразительное искусство народов России.
29 Фольклор и литература народов России.
Бытовые традиции народов России: пища,
30
одежда, дом
31 Культурная карта России: творческие проекты
32 Культурная карта России: творческие проекты
33 Духовно-нравственные ценности
34 Духовно-нравственные ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

http://orkce.apkpro.ru

1
1

http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1
1

http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1
1
1

http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

1

http://orkce.apkpro.ru

1
1
1
1
34

http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

23

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Тема урока
Мир культуры: его структура
Культура России: многообразие
регионов
История быта как история культуры
Прогресс: технический и социальный
Образование в культуре народов России
Права и обязанности человека
Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие
Современный мир: самое важное
Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека
Взросление человека в культуре
народов России
Религия как источник нравственности
Наука как источник знания о человеке и
человеческом
Этика и нравственность как категории
духовной культуры
Самопознание
Труд делает человека человеком
Подвиг: как узнать героя?
Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние
Проблемы современного общества как
отражение его духовно-нравственного

Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

24

19
20

21

22
23

самосознания
Духовно-нравственные ориентиры
социальных отношений
Гуманизм как сущностная
характеристика духовно- нравственной
культуры народов России
Социальные профессии: их важность
для сохранения духовно-нравственного
облика общества
Выдающиеся благотворители в истории.
Благотворительность как нравственный
долг
Выдающиеся учёные России. Наука как
источник социального и духовного
прогресса общества

24
Моя профессия
25
Гражданин
26
Патриотизм
27
Защита Родины: подвиг или долг?
28
Государство. Россия — наша родина
29
Гражданская идентичность
30
Моя школа и мой класс
31
Человек: какой он?
32
Человек и культура
33
Человек и культура
34
Человек и культура
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

1
http://orkce.apkpro.ru
1
http://orkce.apkpro.ru
1
http://orkce.apkpro.ru
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru
http://orkce.apkpro.ru

25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 6й класс учебник
Н.Ф. Виноградрва, Т.Э.Мариносян
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

https://catalog.prosv.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://school-collection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».