2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по технологии интегрирует знания по разным учебным предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания. Программа по технологии знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения программы по технологии происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности. Программа по технологии раскрывает содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3Dмоделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт, агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов. Программа по технологии конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и личностные результаты. Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология». Основной целью освоения технологии является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления. Задачами курса технологии являются: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»; овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной безопасности; формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к предложению и осуществлению новых технологических решений; формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий; развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений. Технологическое образование обучающихся носит интегративный характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом, создаёт возможность применения научно-теоретических знаний в преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности, воспитания культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда, эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости, развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения. Основной методический принцип программы по технологии: освоение сущности и структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания – построения и анализа разнообразных моделей. 3 Программа по технологии построена по модульному принципу. Модульная программа по технологии – это система логически завершённых блоков (модулей) учебного материала, позволяющих достигнуть конкретных образовательных результатов, предусматривающая разные образовательные траектории её реализации. Сославшись на возможность прописанную в федеральной общеобразовательной программе ООО «Технология» 2023г. о том, что образовательная организация самостоятельно может разработать и утвердить свой вариант тематического планирования исходя из материально-технического обеспечения школы, было разработанно тематическое планирование. В связи с тем, что в нашей школе имеются мастерские, оснащенные швейными машинами, то часы модуля "Робототехника" перераспределены с учетом интересов участников образовательного процесса. Кроме этого порядок, классы изучения модулей и количество часов распределены с учетом материально-технического обеспечения образовательной организации. Деление обучающихся на группы производится в соответствии с актуальными санитарными правилами и нормативами, с учетом интересов обучающихся, специфики образовательной организации. Подгруппа 1 ориентирована на преимущественное изучение технологий обработки древесины, металлов и др. Подгруппа 2 ориентирована на преимущественное изучение технологий обработки текстильных материалов. ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ Модуль «Производство и технологии» Модуль «Производство и технологии» является общим по отношению к другим модулям. Основные технологические понятия раскрываются в модуле в системном виде, что позволяет осваивать их на практике в рамках других инвариантных и вариативных модулей. Особенностью современной техносферы является распространение технологического подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере технологий. Освоение содержания модуля осуществляется на протяжении всего курса технологии на уровне основного общего образования. Содержание модуля построено на основе последовательного знакомства обучающихся с технологическими процессами, техническими системами, материалами, производством и профессиональной деятельностью. Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» В модуле на конкретных примерах представлено освоение технологий обработки материалов по единой схеме: историко-культурное значение материала, экспериментальное изучение свойств материала, знакомство с инструментами, технологиями обработки, организация рабочего места, правила безопасного использования инструментов и приспособлений, экологические последствия использования материалов и применения технологий, а также характеризуются профессии, непосредственно связанные с получением и обработкой данных материалов. Изучение материалов и технологий предполагается в процессе выполнения учебного проекта, результатом которого будет продукт-изделие, изготовленный обучающимися. Модуль может быть представлен как проектный цикл по освоению технологии обработки материалов. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» В рамках данного модуля обучающиеся знакомятся с основными видами и областями применения графической информации, с различными типами графических изображений и их элементами, учатся применять чертёжные инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и 4 условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской документации и графических моделей, овладевают навыками чтения, выполнения и оформления сборочных чертежей, ручными и автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и технических рисунков деталей, осуществления расчётов по чертежам. Приобретаемые в модуле знания и умения необходимы для создания и освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на решение задачи укрепления кадрового потенциала российского производства. Содержание модуля «Компьютерная графика. Черчение» может быть представлено, в том числе, и отдельными темами или блоками в других модулях. Ориентиром в данном случае будут планируемые предметные результаты за год обучения. Модуль «Робототехника» В модуле наиболее полно реализуется идея конвергенции материальных и информационных технологий. Модуль «Робототехника» позволяет интегрировать знания о технике и технических устройствах, электронике, программировании, фундаментальные знания, полученные в рамках учебных предметов, а также дополнительного образования и самообразования. Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» Модуль в значительной мере нацелен на реализацию основного методического принципа модульного курса технологии: освоение технологии идёт неразрывно с освоением методологии познания, основой которого является моделирование. Модуль играет важную роль в формировании знаний и умений, необходимых для проектирования и усовершенствования продуктов (предметов), освоения и создания технологий. В курсе технологии осуществляется реализация межпредметных связей: с алгеброй и геометрией при изучении модулей «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»; с химией при освоении разделов, связанных с технологиями химической промышленности в инвариантных модулях; с физикой при освоении моделей машин и механизмов, модуля «Робототехника», «3Dмоделирование, прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»; с информатикой и информационно-коммуникационными технологиями при освоении в инвариантных и вариативных модулях информационных процессов сбора, хранения, преобразования и передачи информации, протекающих в технических системах, использовании программных сервисов; с историей и искусством при освоении элементов промышленной эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле «Производство и технологии»; с обществознанием при освоении темы «Технология и мир. Современная техносфера» в инвариантном модуле «Производство и технологии». Общее число часов, рекомендованных для изучения технологии, – 272 часа: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неде СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ Модуль «Производство и технологии» 5 КЛАСС Технологии вокруг нас. Потребности человека. Преобразующая деятельность человека 5 и технологии. Мир идей и создание новых вещей и продуктов. Производственная деятельность. Материальный мир и потребности человека. Свойства вещей. Материалы и сырьё. Естественные (природные) и искусственные материалы. Материальные технологии. Технологический процесс. Производство и техника. Роль техники в производственной деятельности человека. Когнитивные технологии: мозговой штурм, метод интеллект-карт, метод фокальных объектов и другие. Проекты и ресурсы в производственной деятельности человека. Проект как форма организации деятельности. Виды проектов. Этапы проектной деятельности. Проектная документация. Какие бывают профессии. 6 КЛАСС Производственно-технологические задачи и способы их решения. Модели и моделирование. Виды машин и механизмов. Моделирование технических устройств. Кинематические схемы. Конструирование изделий. Конструкторская документация. Конструирование и производство техники. Усовершенствование конструкции. Основы изобретательской и рационализаторской деятельности. Технологические задачи, решаемые в процессе производства и создания изделий. Соблюдение технологии и качество изделия (продукции). Информационные технологии. Перспективные технологии. 7 КЛАСС Создание технологий как основная задача современной науки. История развития технологий. Эстетическая ценность результатов труда. Промышленная эстетика. Дизайн. Народные ремёсла. Народные ремёсла и промыслы России. Управление технологическими процессами. Управление производством. Современные и перспективные технологии. Понятие высокотехнологичных отраслей. «Высокие технологии» двойного назначения. Разработка и внедрение технологий многократного использования материалов, технологий безотходного производства. Современная техносфера. Проблема взаимодействия природы и техносферы. Современный транспорт и перспективы его развития. Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» 5 КЛАСС Технологии обработки конструкционных материалов. Проектирование, моделирование, конструирование – основные составляющие технологии. Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы. Технологическая карта. Бумага и её свойства. Производство бумаги, история и современные технологии. Использование древесины человеком (история и современность). Использование древесины и охрана природы. Общие сведения о древесине хвойных и лиственных пород. Пиломатериалы. Способы обработки древесины. Организация рабочего места при работе с древесиной. Ручной и электрифицированный инструмент для обработки древесины. Операции (основные): разметка, пиление, сверление, зачистка, декорирование древесины. Народные промыслы по обработке древесины. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины. 6 Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из древесины». Технологии обработки пищевых продуктов. Общие сведения о питании и технологиях приготовления пищи. Рациональное, здоровое питание, режим питания, пищевая пирамида. Значение выбора продуктов для здоровья человека. Пищевая ценность разных продуктов питания. Пищевая ценность яиц, круп, овощей. Технологии обработки овощей, круп. Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей. Определение качества продуктов, правила хранения продуктов. Интерьер кухни, рациональное размещение мебели. Посуда, инструменты, приспособления для обработки пищевых продуктов, приготовления блюд. Правила этикета за столом. Условия хранения продуктов питания. Утилизация бытовых и пищевых отходов. Профессии, связанные с производством и обработкой пищевых продуктов. Групповой проект по теме «Питание и здоровье человека». Технологии обработки текстильных материалов. Основы материаловедения. Текстильные материалы (нитки, ткань), производство и использование человеком. История, культура. Современные технологии производства тканей с разными свойствами. Технологии получения текстильных материалов из натуральных волокон растительного, животного происхождения, из химических волокон. Свойства тканей. Основы технологии изготовления изделий из текстильных материалов. Последовательность изготовления швейного изделия. Контроль качества готового изделия. Устройство швейной машины: виды приводов швейной машины, регуляторы. Виды стежков, швов. Виды ручных и машинных швов (стачные, краевые). Профессии, связанные со швейным производством. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов». Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, мешок для сменной обуви, прихватка, лоскутное шитьё). Выполнение технологических операций по пошиву проектного изделия, отделке изделия. Оценка качества изготовления проектного швейного изделия. 6 КЛАСС Технологии обработки конструкционных материалов. Получение и использование металлов человеком. Рациональное использование, сбор и переработка вторичного сырья. Общие сведения о видах металлов и сплавах. Тонколистовой металл и проволока. Народные промыслы по обработке металла. Способы обработки тонколистового металла. Слесарный верстак. Инструменты для разметки, правки, резания тонколистового металла. Операции (основные): правка, разметка, резание, гибка тонколистового металла. Профессии, связанные с производством и обработкой металлов. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из металла». Выполнение проектного изделия по технологической карте. Потребительские и технические требования к качеству готового изделия. Оценка качества проектного изделия из тонколистового металла. Технологии обработки пищевых продуктов. Молоко и молочные продукты в питании. Пищевая ценность молока и молочных 7 продуктов. Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов. Определение качества молочных продуктов, правила хранения продуктов. Виды теста. Технологии приготовления разных видов теста (тесто для вареников, песочное тесто, бисквитное тесто, дрожжевое тесто). Профессии, связанные с пищевым производством. Групповой проект по теме «Технологии обработки пищевых продуктов». Технологии обработки текстильных материалов. Современные текстильные материалы, получение и свойства. Сравнение свойств тканей, выбор ткани с учётом эксплуатации изделия. Одежда, виды одежды. Мода и стиль. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из текстильных материалов». Чертёж выкроек проектного швейного изделия (например, укладка для инструментов, сумка, рюкзак; изделие в технике лоскутной пластики). Выполнение технологических операций по раскрою и пошиву проектного изделия, отделке изделия. Оценка качества изготовления проектного швейного изделия. 7 КЛАСС Технологии обработки конструкционных материалов. Обработка древесины. Технологии механической обработки конструкционных материалов. Технологии отделки изделий из древесины. Обработка металлов. Технологии обработки металлов. Конструкционная сталь. Токарно-винторезный станок. Изделия из металлопроката. Резьба и резьбовые соединения. Нарезание резьбы. Соединение металлических деталей клеем. Отделка деталей. Пластмасса и другие современные материалы: свойства, получение и использование. Индивидуальный творческий (учебный) проект «Изделие из конструкционных и поделочных материалов». Технологии обработки пищевых продуктов. Рыба, морепродукты в питании человека. Пищевая ценность рыбы и морепродуктов. Виды промысловых рыб. Охлаждённая, мороженая рыба. Механическая обработка рыбы. Показатели свежести рыбы. Кулинарная разделка рыбы. Виды тепловой обработки рыбы. Требования к качеству рыбных блюд. Рыбные консервы. Мясо животных, мясо птицы в питании человека. Пищевая ценность мяса. Механическая обработка мяса животных (говядина, свинина, баранина), обработка мяса птицы. Показатели свежести мяса. Виды тепловой обработки мяса. Блюда национальной кухни из мяса, рыбы. Групповой проект по теме «Технологии обработки пищевых продуктов». Модуль «Робототехника» 5 КЛАСС Автоматизация и роботизация. Принципы работы робота. Классификация современных роботов. Виды роботов, их функции и назначение. 6 КЛАСС Мобильная робототехника. Организация перемещения робототехнических устройств. Транспортные роботы. Назначение, особенности. 7 КЛАСС Промышленные и бытовые роботы, их классификация, назначение, использование. Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» 7 КЛАСС Виды и свойства, назначение моделей. Понятие о макетировании. Типы макетов. Материалы и инструменты для бумажного макетирования. Выполнение развёртки, сборка деталей макета. Разработка графической 8 документации. Модуль «Компьютерная графика. Черчение» 5 КЛАСС Графическая информация как средство передачи информации о материальном мире (вещах). Виды и области применения графической информации (графических изображений). Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты. Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другое.). Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки). Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров). Чтение чертежа. 6 КЛАСС Создание проектной документации. Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов и приспособлений. Стандарты оформления. Понятие о графическом редакторе, компьютерной графике. Инструменты графического редактора. Создание эскиза в графическом редакторе. Инструменты для создания и редактирования текста в графическом редакторе. Создание печатной продукции в графическом редакторе. 7 КЛАСС Понятие о конструкторской документации. Формы деталей и их конструктивные элементы. Изображение и последовательность выполнения чертежа. ЕСКД. ГОСТ. Общие сведения о сборочных чертежах. Оформление сборочного чертежа. Правила чтения сборочных чертежей. Понятие графической модели. Графические модели. Виды графических моделей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных. 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания: готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. 3) эстетического воспитания: восприятие эстетических качеств предметов труда; 9 умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов; понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в декоративно-прикладном искусстве; осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе. 4) ценности научного познания и практической деятельности: осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки. 5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз. 6) трудового воспитания: уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей); ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе; готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; умение ориентироваться в мире современных профессий; умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов, потребностей; ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7) экологического воспитания: воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса между природой и техносферой; осознание пределов преобразовательной деятельности человека. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения технологии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к внешнему миру; выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов, происходящих в техносфере; самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии. Базовые исследовательские действия: 10 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации; опытным путём изучать свойства различных материалов; овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами; строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов; уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов. Работа с информацией: выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; понимать различие между данными, информацией и знаниями; владеть начальными навыками работы с «большими данными»; владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её достижения. Умения принятия себя и других: признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на подобные ошибки. Коммуникативные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях. 11 Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной проектной деятельности; уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности; владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики; уметь распознавать некорректную аргументацию. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Для всех модулей обязательные предметные результаты: - организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией; - соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования; - грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией. Предметные результаты освоения содержания модуля «Производство и технологии» К концу обучения в 5 классе: называть и характеризовать технологии; называть и характеризовать потребности человека; называть и характеризовать естественные (природные) и искусственные материалы; сравнивать и анализировать свойства материалов; классифицировать технику, описывать назначение техники; объяснять понятия «техника», «машина», «механизм», характеризовать простые механизмы и узнавать их в конструкциях и разнообразных моделях окружающего предметного мира; характеризовать предметы труда в различных видах материального производства; назвать и характеризовать профессии. К концу обучения в 6 классе: называть и характеризовать машины и механизмы; конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и практической деятельности; разрабатывать несложную технологическую, конструкторскую документацию для выполнения творческих проектных задач; решать простые изобретательские, конструкторские и технологические задачи в процессе изготовления изделий из различных материалов; предлагать варианты усовершенствования конструкций; характеризовать предметы труда в различных видах материального производства; характеризовать виды современных технологий и определять перспективы их развития. К концу обучения в 7 классе: приводить примеры развития технологий; приводить примеры эстетичных промышленных изделий; называть и характеризовать народные промыслы и ремёсла России; называть производства и производственные процессы; называть современные и перспективные технологии; оценивать области применения технологий, понимать их возможности и ограничения; оценивать условия и риски применимости технологий с позиций экологических последствий; 12 выявлять экологические проблемы; называть и характеризовать виды транспорта, оценивать перспективы развития; характеризовать технологии на транспорте, транспортную логистику. Предметные результаты освоения содержания модуля «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» К концу обучения в 5 классе: самостоятельно выполнять учебные проекты в соответствии с этапами проектной деятельности; выбирать идею творческого проекта, выявлять потребность в изготовлении продукта на основе анализа информационных источников различных видов и реализовывать её в проектной деятельности; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы; использовать средства и инструменты информационно-коммуникационных технологий для решения прикладных учебно-познавательных задач; называть и характеризовать виды бумаги, её свойства, получение и применение; называть народные промыслы по обработке древесины; характеризовать свойства конструкционных материалов; выбирать материалы для изготовления изделий с учётом их свойств, технологий обработки, инструментов и приспособлений; называть и характеризовать виды древесины, пиломатериалов; выполнять простые ручные операции (разметка, распиливание, строгание, сверление) по обработке изделий из древесины с учётом её свойств, применять в работе столярные инструменты и приспособления; исследовать, анализировать и сравнивать свойства древесины разных пород деревьев; знать и называть пищевую ценность яиц, круп, овощей; приводить примеры обработки пищевых продуктов, позволяющие максимально сохранять их пищевую ценность; называть и выполнять технологии первичной обработки овощей, круп; называть и выполнять технологии приготовления блюд из яиц, овощей, круп; называть виды планировки кухни; способы рационального размещения мебели; называть и характеризовать текстильные материалы, классифицировать их, описывать основные этапы производства; анализировать и сравнивать свойства текстильных материалов; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных работ; использовать ручные инструменты для выполнения швейных работ; подготавливать швейную машину к работе с учётом безопасных правил её эксплуатации, выполнять простые операции машинной обработки (машинные строчки); выполнять последовательность изготовления швейных изделий, осуществлять контроль качества; характеризовать группы профессий, описывать тенденции их развития, объяснять социальное значение групп профессий. К концу обучения в 6 классе: характеризовать свойства конструкционных материалов; называть народные промыслы по обработке металла; называть и характеризовать виды металлов и их сплавов; исследовать, анализировать и сравнивать свойства металлов и их сплавов; классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование; использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование при обработке тонколистового металла, проволоки; 13 выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, технологического оборудования; обрабатывать металлы и их сплавы слесарным инструментом; знать и называть пищевую ценность молока и молочных продуктов; определять качество молочных продуктов, называть правила хранения продуктов; называть и выполнять технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов; называть виды теста, технологии приготовления разных видов теста; называть национальные блюда из разных видов теста; называть виды одежды, характеризовать стили одежды; характеризовать современные текстильные материалы, их получение и свойства; выбирать текстильные материалы для изделий с учётом их свойств; самостоятельно выполнять чертёж выкроек швейного изделия; соблюдать последовательность технологических операций по раскрою, пошиву и отделке изделия; выполнять учебные проекты, соблюдая этапы и технологии изготовления проектных изделий. К концу обучения в 7 классе: исследовать и анализировать свойства конструкционных материалов; выбирать инструменты и оборудование, необходимые для изготовления выбранного изделия по данной технологии; применять технологии механической обработки конструкционных материалов; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия, находить и устранять допущенные дефекты; выполнять художественное оформление изделий; называть пластмассы и другие современные материалы, анализировать их свойства, возможность применения в быту и на производстве; осуществлять изготовление субъективно нового продукта, опираясь на общую технологическую схему; оценивать пределы применимости данной технологии, в том числе с экономических и экологических позиций; знать и называть пищевую ценность рыбы, морепродуктов продуктов; определять качество рыбы; знать и называть пищевую ценность мяса животных, мяса птицы, определять качество; называть и выполнять технологии приготовления блюд из рыбы, характеризовать технологии приготовления из мяса животных, мяса птицы; называть блюда национальной кухни из рыбы, мяса; характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованность на рынке труда. Предметные результаты освоения содержания модуля «Робототехника» К концу обучения в 5 классе: классифицировать и характеризовать роботов по видам и назначению; знать основные законы робототехники; К концу обучения в 6 классе: называть виды транспортных роботов, описывать их назначение; К концу обучения в 7 классе: называть виды промышленных роботов, описывать их назначение и функции; назвать виды бытовых роботов, описывать их назначение и функции; 14 Предметные результаты освоения содержания модуля «Компьютерная графика. Черчение» К концу обучения в 5 классе: называть виды и области применения графической информации; называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другие); называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные знаки); называть и применять чертёжные инструменты; читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров). К концу обучения в 6 классе: знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов; знать и использовать для выполнения чертежей инструменты графического редактора; понимать смысл условных графических обозначений, создавать с их помощью графические тексты; создавать тексты, рисунки в графическом редакторе. К концу обучения в 7 классе: называть виды конструкторской документации; называть и характеризовать виды графических моделей; выполнять и оформлять сборочный чертёж; владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей; уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам. Предметные результаты освоения содержания модуля «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» К концу обучения в 7 классе: называть виды, свойства и назначение моделей; называть виды макетов и их назначение; характеризовать мир профессий, связанных с изучаемыми технологиями макетирования, их востребованность на рынке труда. 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (девочки) Количество часов Наименование разделов и тем Электронные (цифровые) № п/п Все Контрольные Практические программы образовательные ресурсы го работы работы 1.Модуль «Производство и технологии» (6 ч) https://resh.edu.ru/subject/les Потребности человека и технологии. 1. 2 son/675/ Технологии вокруг нас 1 1.2 Техносфера и её элементы 2 https://resh.edu.ru/subject/les son/7555/start/308815/ Производство и техника. Материальные технологии https://resh.edu.ru/subject/les 2 1.3 Проектирование и проекты. Этапы son/7559/start/314331/ выпол- нения проекта 2.Модуль «Компьютерная графика. Черчение» (6 ч) 2.1 Основы графической грамоты 2 1 https://uchebnik.mos.ru/mater Графические изображения 2 1 2.2 Основные элементы графических изображений 2 1 2.3 Правила построения чертежей 3.Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» (32 ч) Технологии обработки конструкционных материалов (14 ч) Технология, её основные составляющие. 2 1 3.1 Бумага и её свойства Виды и свойства конструкционных https://resh.edu.ru/subject/les 2 3.2 материалов. Древесина son/7563/start/314362/ https://resh.edu.ru/subject/les Народные промыслы по обработке son/676/ древесины. Ручной инструмент для https://uchebnik.mos.ru/mater 2 3.3 обработки древесины ial_view/lesson_templates/19 Декорирование древесины. 15318?menuReferrer=catalog ue 16 3.4 3.5 3.6 Электрифицированный инструмент для обработки древесины. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины. Основы рационального питания. Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей Кулинария. Кухня, санитарногигиенические требования к помещению кухни 3.7 Этикет, правила Защита проекта 3.8 Текстильные материалы, получение свойства. Ткани, ткацкие переплетения 3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 сервировки стола. Технология выполнения ручных швейных операций Швейная машина, её устройство. Виды машинных швов Конструирование и изготовление швейных изделий Чертёж выкроек швейного изделия. Раскрой швейного изделия Машинные швы. Швейные машинные работы Оценка качества изготовления проектного швейного изделия. Влажно- https://uchebnik.mos.ru/comp oser3/lesson/185959/view 2 2 https://resh.edu.ru/subject/les son/7575/start/256434/ 4 https://resh.edu.ru/subject/les son/7573/start/296671/ https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/10 58459?menuReferrer=catalog ue 2 4 1 4 1 4 1 4 1 4 1 12 1 2 1 https://resh.edu.ru/subject/les son/7565/start/314393/ https://resh.edu.ru/subject/les son/667/ 17 тепловая обработка швов, изделия. Защита проекта 4.Модуль «Робототехника» (4 часа) готового 4.1 Введение в робототехнику 2 4.2 Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № п/п https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/18 69263?menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/99 2580?menuReferrer=catalogue 68 0 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС (девочки) Количество часов Наименование разделов и тем программы Практические Контрольные Всего работы работы 1. Введение. Техника безопасности на уроках технологии. 2.Основы проектной и графической грамоты 4 ч. 2.1 Основные составляющие учебного задания и учебного проекта. 2.2 Основы графической грамоты. Сборочные чертежи Практическая работа. Чтение сборочного чертежа. 3.Современные и перспективные технологии 2ч. 3.1 Актуальные и перспективные технологии обработки материалов. 4.Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов 2 ч. 4.1 Металлы и способы их обработки. Измерительный инструмент — штангенциркуль. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 2 2 2 2 https://resh.edu.ru/infourok.ru 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 18 5.Технологии получения и преобразования текстильных материалов 5.1 Производство тканей на основе 4 натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шёлковых тканей. П.р.Ткацкие переплетения. 5.2 История швейной машины. Регуляторы 2 швейной машины. Уход за швейной машиной. П.р. Регулирование качества машинной строчки. 5.3 Основные этапы изготовления одежды 2 на швейном производстве. Требования к готовой одежде. Практические работа Снятие мерок. 5.4 Конструирование одежды. 2 П.р. Построение основы чертежа швейного изделия (на примере фартука). 5.5 П.р.Моделирование швейного изделия. 2 5.6 Технология изготовления швейного 2 изделия. П. р. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. 5.7 П.р. Подготовка деталей кроя к 2 обработке. 5.8 П.р. Обработка бретелей и деталей 2 пояса. 5.9 П.р. Подготовка обтачки для обработки 2 верхнего среза фартука. 5.10 П.р.Обработка нагрудника. 2 5.11 П.р.Обработка кармана и соединение 2 его с нижней частью фартука. 30ч. 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/infourok.ru 19 П.р.Обработка нижнего и боковых 4 срезов нижней части фартука. 5.13 П.р.Контроль качества готового 2 изделия 6.Технологии обработки пищевых продуктов 10 ч. 6.1 Основы рационального питания. 2 Минеральные вещества. Технологии производства круп, бобовых и их кулинарной обработки. П.р. Приготовление кулинарного блюда из круп или бобовых (по выбору). 6.2 Технологии производства макаронных 2 изделий и их кулинарной обработки. П.р. Приготовление кулинарного блюда из макаронных изделий. 6.3 Технологии производства молока и его 2 кулинарной обработки. Технология производства кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов. П.р. Приготовление кулинарного блюда из кикломолочных продуктов. 6.4 Технология приготовления холодных 2 десертов. П.р. Приготовление десертного блюда. 6.5 Технология производства 2 плодоовощных консервов. П.р. Заготовка овощей, фруктов или ягод. Особенности приготовления пищи в походных условиях 7.Технологии художественно-прикладной обработки материалов 10 ч. 7.1 Роспись тканей. 2 5.12 1 https://resh.edu.ru/infourok.ru 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ 20 infourok.ru 7.2 7.3 Вязание спицами. Практические работа. Изготовление образцов, связанных спицами. 2 6 1 8.Технологии ведения дома 4 ч. 8.1 Интерьер комнаты школьника. 2 Технология «Умный дом». 8.2 Практическая работа. Планирование 2 интерьера комнаты школьника. 9.Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники 2 ч. 9.1 Виды проводов и электроарматуры. 2 Устройство квартирной электропроводки. 9.2 Технологии творческой, проектной и 2 исследовательской деятельности 10.Техника и техническое творчество 2ч. 10.1 Технологические машины. Основы 2 начального технического моделирования. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 68 ПРОГРАММЕ № п/п https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 21 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ) (девочки) Количество часов Электронные (цифровые) Контроль Практи Наименование разделов и тем программы образовательные Всего ные ческие ресурсы работы работы 1.Введение. 2. Основы дизайна и графической грамотности 2 https://resh.edu.ru/ 21 infourok.ru 2.1 3. Основы дизайна. Основы графической грамотности. 2 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru Производство и технологии Информационные технологии. Строительные и транспортные технологии. Технологии и основы дизайна 4.Робототехника. Энергетические технологии. Основы электротехники 4.1 Бытовые электрические приборы и правила их эксплуатации. Электрические устройства с элементами автоматики. 3.1 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 Технологии получения и преобразования текстильных материалов Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон и тканей из них. Практическая работа «Макет переплетения». Приспособление малой механизации, применяемые при изготовлении швейных изделий. Поясная одежда. История. Стиль в одежде. Иллюзии зрительного восприятия. Конструирование юбок. Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа основы юбки». Построение чертежа и моделирование юбки. Построение чертежа и моделирование основы прямой юбки. Снятие мерок для построения чертежа основы брюк. Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа основы брюк». Конструирование и моделирование основы брюк. Оформление выкройки. Технология изготовления поясных изделий (на примере юбки). Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 2 2 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 1 22 5.11 5.12 5.13 5.14 5.15 5.16 5.17 6. 6.1 7. 7.1 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 ткани и раскрой изделия. Первая примерка. Дефекты. Обработка выточек и складок. Соединение деталей юбки и обработка срезов. Обработка застежки. Обработка верхнего и нижнего срезов юбки. Окончательная отделка изделия. Практическая работа «Снятие мерок. Раскрой изделия». Практическая работа «Обработка выточек и складок». Практическая работа «Соединение деталей изделия и обработка срезов». Практическая работа «Обработка застежки и верхнего среза изделия». Практическая работа «Обработка нижнего среза изделия». Практическая работа «Окончательная отделка изделия». Технология обработки древесины. (2 часа) Основы резания древесины и заточки режущих инструментов. Естественная и искусственная сушка древесины. Технология обработки металлов. (2 часа) 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru Устройство и назначение токарно-винторезного станка. Технология обработки пищевых продуктов (8 часов) 2 Понятие о микроорганизмах. Технология обработки рыбы. Механическая обработка рыбы. Морепродукты. Рыбные консервы. Виды теста. Пищевые продукты. Оборудование, инструменты и приспособления для приготовления теста. Приготовление дрожжевого теста. Технологии производства хлеба и хлебобулочных изделий. Продукция кондитерской промышленности. Технологии 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 2 1 1 23 9 9.1 9.2 9.3 10. приготовления кондитерских изделий из различных видов теста. Технология художественно – прикладной обработки материалов Вязание спицами. Набор петель. Практическая работа «Набор петель. Практическая работа «Набор петель. Вязание лицевых петель». «Набор петель. Вязание изнаночных петель». Практическая работа «Закрывание петель последнего ряда». Макраме. Технология ведения дома (4 часа) Принципы и средства создания интерьера дома. Технологии ремонта жилых помещений. 10.2 Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений и уход за ними. Технологии творческой, проектной и исследовательской 11. деятельности (4 часов) 11.1 Запуск творческого индивидуального проекта. 1 этап – поисково – исследовательский. 11.2 Формирование цели проекта. Сбор информации по теме проекта. 11.3 2 этап – конструкторско – технологический. Определение последовательности технологических операций. 11.4 Разработка чертежа или технологической карты. 3 этап – заключительный. Презентация проекта. Защита. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10.1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 2 1 2 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 1 1 68 0 13 24 № п/п ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (девочки) Количество часов Тема урока Контрольн Практические Всего ые работы работы Модуль «Производство и технологии» (6 ч) Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/les son/675/ 1 Потребности человека и технологии. Технологии вокруг нас 2 2 Техносфера и её элементы 2 https://resh.edu.ru/subject/les son/7555/start/308815/ 2 https://resh.edu.ru/subject/les son/7559/start/314331/ 2 1 https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/74 443?menuReferrer=catalogue 2 1 2 1 2 1 3 4 5 6 7-8 Производство и техника. Материальные технологии Проектирование и проекты. Этапы выполнения проекта Модуль «Компьютерная графика. Черчение» (6 ч) Основы графической грамоты Графические изображения Основные элементы графических изображений Правила построения чертежей Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» (32 ч) Технологии обработки конструкционных материалов (14 ч) Технология, её основные составляющие. Бумага и её свойства 25 9 10 Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина Народные промыслы по обработке древесины. Ручной инструмент для обработки древесины Декорирование древесины. Электрифицированный инструмент для обработки древесины. 11 Профессии, связанные с производством и обработкой древесины. Основы рационального питания. Технология приготовления блюд из яиц, 12 круп, овощей Кулинария. Кухня, санитарногигиенические требования к помещению 13-14 кухни 15 Этикет, правила сервировки стола. Защита проекта 16-17 Текстильные материалы, получение свойства. Ткани, ткацкие переплетения 18-19 20-21 22-23 Технология выполнения ручных швейных операций. Швейная машина, её устройство. Виды машинных швов Конструирование и изготовление швейных изделий https://resh.edu.ru/subject/les son/7563/start/314362/ https://resh.edu.ru/subject/les son/676/ https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/19 15318?menuReferrer=catalog ue 2 2 https://uchebnik.mos.ru/comp oser3/lesson/185959/view 2 2 https://resh.edu.ru/subject/les son/7575/start/256434/ 4 https://resh.edu.ru/subject/les son/7573/start/296671/ https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/10 58459?menuReferrer=catalog ue 2 4 1 4 1 4 1 4 1 https://resh.edu.ru/subject/les son/7565/start/314393/ 26 24-25 26-31 32 Чертёж выкроек швейного изделия. Раскрой швейного изделия Машинные швы. Швейные машинные работы Оценка качества изготовления проектного швейного изделия. Влажнотепловая обработка швов, готового изделия. Защита проекта Модуль «Робототехника» (4 часа) 4 1 12 1 2 1 33 Введение в робототехнику 2 34 Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № п/п 1-2 3-4 https://resh.edu.ru/subject/les son/667/ https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/18 69263?menuReferrer=catalog ue https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/99 2580?menuReferrer=catalogu e 68 0 12 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС (девочки) Количество часов Тема урока Практические Контрольные Всего работы работы Введение. Техника безопасности на уроках технологии. Основы проектной и графической грамоты 4 ч. Основные составляющие учебного задания и учебного проекта. Электронные цифровые образовательные ресурсы 2 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 27 5-6 7-8 9-10 11-14 15-16 17-18 19-20 Основы графической грамоты. Сборочные чертежи Практическая работа. Чтение сборочного чертежа. Современные и перспективные технологии 2ч. Актуальные и перспективные технологии обработки материалов. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов 2 ч. Металлы и способы их обработки. Измерительный инструмент — штангенциркуль. Технологии получения и преобразования текстильных материалов 30ч. Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шёлковых тканей. П.р.Ткацкие переплетения. История швейной машины. Регуляторы швейной машины. Уход за швейной машиной. П.р. Регулирование качества машинной строчки. Основные этапы изготовления одежды на швейном производстве. Требования к готовой одежде. Практические работа Снятие мерок. Конструирование одежды. 2 1 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 4 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 1 2 1 2 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 28 21-22 22-23 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-36 37-38 39-40 41-42 П.р. Построение основы чертежа швейного изделия (на примере фартука). П.р.Моделирование швейного изделия. Технология изготовления швейного изделия. П. р. Подготовка ткани к раскрою. Раскрой фартука. П.р. Подготовка деталей кроя к обработке. П.р. Обработка бретелей и деталей пояса. П.р. Подготовка обтачки для обработки верхнего среза фартука. П.р.Обработка нагрудника. П.р.Обработка кармана и соединение его с нижней частью фартука. П.р.Обработка нижнего и боковых срезов нижней части фартука. П.р.Контроль качества готового изделия Технологии обработки пищевых продуктов 10 ч. Основы рационального питания. Минеральные вещества. Технологии производства круп, бобовых и их кулинарной обработки. П.р. Приготовление кулинарного блюда из круп или бобовых (по выбору). Технологии производства макаронных изделий и их кулинарной обработки. 2 2 1 1 2 2 2 2 2 4 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 2 1 2 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 29 43-44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-58 59-60 61-62 П.р. Приготовление кулинарного блюда из макаронных изделий. Технологии производства молока и его кулинарной обработки. Технология производства кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов. П.р. Приготовление кулинарного блюда из кикломолочных продуктов. Технология приготовления холодных десертов. П.р. Приготовление десертного блюда. Технология производства плодоовощных консервов. П.р. Заготовка овощей, фруктов или ягод. Особенности приготовления пищи в походных условиях Технологии художественноприкладной обработки материалов 10 ч. Роспись тканей. Вязание спицами. Практические работа. Изготовление образцов, связанных спицами. Технологии ведения дома 4 ч. Интерьер комнаты школьника. Технология «Умный дом». Практическая работа. Планирование интерьера комнаты школьника. 2 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 1 2 1 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 6 1 2 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 30 Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники 2 ч. 63-64 Виды проводов и электроарматуры. Устройство квартирной электропроводки. 65-66 Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности Техника и техническое творчество 2ч. 67-68 Технологические машины. Основы начального технического моделирования. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ № п/п 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 68 21 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (девочки) Количество часов Практические Тема урока Контрольные работы Всего работы Введение 2 Основы дизайна и графической грамотности 3-4 Основы дизайна. Основы графической 2 грамотности. Производство и технологии 5-6 Информационные технологии. Строительные и транспортные 2 технологии. Технологии и основы дизайна Технологии получения и преобразования текстильных материалов Электронные цифровые образовательные ресурсы 1-2 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 31 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон и тканей из них. Практическая работа «Макет переплетения». Приспособление малой механизации, применяемые при изготовлении швейных изделий. Поясная одежда. История. Стиль в одежде. Иллюзии зрительного восприятия. Конструирование юбок. Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа основы юбки». Построение чертежа и моделирование юбки. Построение чертежа и моделирование основы прямой юбки. Снятие мерок для построения чертежа основы брюк. Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа основы брюк». Конструирование и моделирование основы брюк. Оформление выкройки. Технология изготовления поясных изделий (на примере юбки). Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани и раскрой изделия. Первая примерка. Дефекты. Обработка выточек и складок. Соединение деталей юбки и обработка срезов. Обработка застежки. Обработка 2 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 2 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 1 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 2 1 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 1 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 32 верхнего и нижнего срезов юбки. Окончательная отделка изделия. 29-30 Практическая работа «Снятие мерок. 2 Раскрой изделия». 31-32 Практическая работа «Обработка выточек 2 и складок». 33-34 Практическая работа «Соединение 2 деталей изделия и обработка срезов». 35-36 Практическая работа «Обработка 2 застежки и верхнего среза изделия». 37-38 Практическая работа «Обработка нижнего 2 среза изделия». 39-40 Практическая работа «Окончательная 2 отделка изделия». Технология обработки пищевых продуктов (8 часов) Понятие о микроорганизмах. Технология 41-42 2 обработки рыбы. Механическая обработка рыбы. 43-44 2 Морепродукты. Рыбные консервы. 45-46 Виды теста. Пищевые продукты. 2 47 Оборудование, инструменты и 1 приспособления для приготовления теста. Приготовление дрожжевого теста. 48 Технологии производства хлеба и 1 хлебобулочных изделий. Продукция кондитерской промышленности. Технологии приготовления кондитерских изделий из различных видов теста. Технология художественно – прикладной обработки материалов 49-50 Вязание спицами. Набор петель. 2 Практическая работа «Набор петель. 1 1 1 1 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 33 Практическая работа «Набор петель. 2 Вязание лицевых петель». «Набор петель. 1 Вязание изнаночных петель». 53-54 Практическая работа «Закрывание петель 2 1 последнего ряда». Технология ведения дома (4 часа) 55-56 Принципы и средства создания интерьера дома. Технологии ремонта жилых 2 помещений. 57-58 Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений и 2 уход за ними. Технологии творческой, проектной и исследовательской деятельности (4 часов) 59 Запуск творческого индивидуального 1 проекта. 1 этап – поисково – исследовательский. 60 Формирование цели проекта. Сбор 1 информации по теме проекта. 61 2 этап – конструкторско – 1 технологический. Определение последовательности технологических операций. 62 Разработка чертежа или технологической 1 карты. 3 этап – заключительный. Презентация проекта. Защита. Технология обработки древесины. (2 часа) 63-64 Основы резания древесины и заточки режущих инструментов. Естественная и 2 искусственная сушка древесины. Технология обработки металлов. (2 часа) Устройство и назначение токарно65-66 2 винторезного станка. 51-52 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 34 Робототехника. Энергетические технологии. Основы электротехники 67-68 Бытовые электрические приборы и 2 правила их эксплуатации. Электрические устройства с элементами автоматики. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 13 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (мальчики) № п/п Наименование разделов и тем программы 1.Модуль «Производство и технологии» (6 ч) Потребности человека и технологии. 1.1 Технологии вокруг нас 1.2 Техносфера и её элементы Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы https://resh.edu.ru/subject/les son/675/ https://resh.edu.ru/subject/les son/7555/start/308815/ 2 2 Производство и техника. Материальные технологии 2 1.3 Проектирование и проекты. Этапы выпол- нения проекта 2.Модуль «Компьютерная графика. Черчение» (10 ч) 2.1 Основы графической грамоты 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/subject/les son/7559/start/314331/ 1 https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/74 443?menuReferrer=catalogue Графические изображения 2 1 Основные элементы графических изображений 6 1 2.3 Правила построения чертежей 3.Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» (42 ч) Технологии обработки конструкционных материалов (14 ч) Технология, её основные 2 1 3.1 составляющие. Бумага и её свойства 2.2 35 3.2 3.3 3.4 3.5 3.5 3.6 Виды и свойства конструкционных материалов. Древесина Народные промыслы по обработке древесины. Ручной инструмент для обработки древесины Декорирование древесины. Электрифицированный инструмент для обработки древесины. Профессии, связанные с производством и обработкой древесины. Разрботка и изготовление изделия из древесины Основы рационального питания. Технология приготовления блюд из яиц, круп, овощей Кулинария. Кухня, санитарногигиенические требования к помещению кухни https://resh.edu.ru/subject/les son/7563/start/314362/ https://resh.edu.ru/subject/les son/676/ https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/19 15318?menuReferrer=catalog ue 2 4 https://uchebnik.mos.ru/comp oser3/lesson/185959/view 4 18 2 https://resh.edu.ru/subject/les son/7575/start/256434/ 4 https://resh.edu.ru/subject/les son/7573/start/296671/ https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/10 58459?menuReferrer=catalog ue 3.7 Этикет, правила сервировки стола. Защита проекта 2 3.8 Текстильные материалы, получение свойства. Ткани, ткацкие переплетения 2 1 3.9 Технология выполнения ручных швейных операций. 2 1 https://resh.edu.ru/subject/les son/7565/start/314393/ 36 4.Модуль «Робототехника» 10 час 4.1 Введение в робототехнику 2 4.2 Алгоритмы и исполнители. Роботы как исполнители 2 4.3 Классификация современных БЛА. Виды БПЛА, их функции и назначение 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/18 69263?menuReferrer=catalog ue https://uchebnik.mos.ru/mater ial_view/lesson_templates/99 2580?menuReferrer=catalogu e 68 0 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС (мальчики) Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1. Введение. Техника безопасности на уроках технологии. 2 2.Основы проектной и графической грамоты 2.1 Основные составляющие учебного 2 задания и учебного проекта. 2.2 Основы графической грамоты. Сборочные чертежи Практическая 6 работа. Чтение сборочного чертежа. 3.Современные и перспективные технологии 3.1 Актуальные и перспективные технологии 2 обработки материалов. 4.Технологии получения и преобразования конструкцтонных материалов 4.1 Металлы и способы их обработки. 10 Практические работы Контрольные работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 37 Древесина. Конструирование и 12 изготовление изделия из древесины 5.Технологии получения и преобразования текстильных материалов 5.1 Производство тканей на основе 2 натуральных волокон животного происхождения. Свойства шерстяных и шёлковых тканей. П.р.Ткацкие переплетения. 6.Технологии обработки пищевых продуктов 6.1 Основы рационального питания. 2 Минеральные вещества. Технологии производства круп, бобовых и их кулинарной обработки. П.р. Приготовление кулинарного блюда из круп или бобовых (по выбору). 6.2 Технологии производства макаронных 2 изделий и их кулинарной обработки. П.р. Приготовление кулинарного блюда из макаронных изделий. 6.3 Технологии производства молока и его 2 кулинарной обработки. Технология производства кисломолочных продуктов. Приготовление блюд из кисломолочных продуктов. П.р. Приготовление кулинарного блюда из кикломолочных продуктов. 6.4 Технология приготовления холодных 2 десертов. П.р. Приготовление десертного блюда. 6.5 Технология производства плодоовощных 2 консервов. П.р. Заготовка овощей, фруктов или ягод. Особенности 4.2 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 38 приготовления пищи в походных условиях 7.Технологии художественно-прикладной обработки материалов 10 ч. 7.1 Контурная резьба 2 8.Технологии ведения дома 4 ч. 8.1 Интерьер комнаты школьника. 2 Технология «Умный дом». 8.2 Практическая работа. Планирование 2 интерьера комнаты школьника. 9.Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники 2 ч. 9.1 Виды проводов и электроарматуры. 2 Устройство квартирной электропроводки. 9.2 Технологии творческой, проектной и 2 исследовательской деятельности 9.3 Конструкция БПЛА: сборка, механизм 8 работы 10.Техника и техническое творчество 2ч. 10.1 Технологические машины. Основы начального технического моделирования. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/ infourok.ru https://resh.edu.ru/ infourok.ru 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 4 68 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 8 0 39 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (мальчики) Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1.Введение. Техника безопасности на уроках технологии Основы дизайна и графической 2. грамотности 2.1 Основы дизайна. Основы графической 6 грамотности. 3. Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru Производство и технологии Информационные технологии. Строительные и транспортные 2 технологии. 4.Робототехника. Энергетические технологии. Основы электротехники 4.1 Бытовые электрические приборы и 2 правила их эксплуатации. Электрические устройства с элементами автоматики. 4.2 Конструирование БПЛА, калибровка 6 датчиков. Основы визуального пилотирования 3.1 5. 5.1 Технологии получения и преобразования текстильных материалов Технология производства химических волокон. Свойства химических волокон и тканей из них. https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 40 6. 6.1 7. 7.1 8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 Технология обработки древесины. Основы резания древесины и заточки режущих инструментов. Естественная и искусственная сушка древесины. Творческий проект «Изделие из конструкционных материалов (древесина)» Технология обработки металлов. Технологии обработки металлов Творческий проект «Изделие из конструкционных материалов (проволока)» Технология обработки пищевых продуктов Понятие о микроорганизмах. Технология обработки рыбы. Механическая обработка рыбы. Морепродукты. Рыбные консервы. Виды теста. Пищевые продукты. Оборудование, инструменты и приспособления для приготовления теста. Приготовление дрожжевого теста. Технологии производства хлеба и хлебобулочных изделий. Продукция кондитерской промышленности. Технологии приготовления кондитерских изделий из различных видов теста. https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 8 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 6 1 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 2 2 2 2 41 9 9.1 10. Технология художественно – прикладной обработки материалов Технологии декарирования конструкционных материалов Технология ведения дома (4 часа) Принципы и средства создания интерьера дома. Технологии ремонта жилых помещений. 10.2 Оформление интерьера комнатными растениями. Выбор комнатных растений и уход за ними. Технологии творческой, проектной и 11. исследовательской деятельности (4 часов) 11.1 Запуск творческого индивидуального проекта. 1 этап – поисково – исследовательский. 11.2 Формирование цели проекта. Сбор информации по теме проекта. 11.3 2 этап – конструкторско – технологический. Определение последовательности технологических операций. 11.4 Разработка чертежа или технологической карты. 3 этап – заключительный. Презентация проекта. Защита. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 10.1 2 2 https://resh.edu.ru/ infourok.ru 2 2 6 2 4 2 68 0 8 42 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС (мальчики) Количество часов № Контроль Практиче Тема урока п/п Всего ные ские работы работы Преобразующая деятельность человека и технологии. 2 1 Проектная деятельность и проектная культура. 2 техника безопасности на уроках технологии 2 Основы графической грамоты. Конструкторская 2 3 документация Основы графической грамоты. Правила оформления 2 4 чертежа. 2 Основы графической грамоты. Линии чертежа 5 4 практическая работа "Чертеж плоской детали" 1 6 2 Бумага. Свойства и производство. 7 Технологии получения и преобразования текстильных 2 8 материалов Основные понятия о машинах, механизмах и деталях. 2 9 Техническое конструирование и моделирование 2 10 Столярно-механическая мастерская. Характеристика дерева и древесины.Пиломатериалы и 2 11 искусственные древесные материалы Технологический процесс конструирования изделий из 2 12 древесины Разметка, пиление, строгание, сверление, соединение и 2 13 отделказаготовок из древесины. 2 14 Художественное выжигание 10 2 15 Разработка и выполнение творческого проекта. 2 16 Слесарно-механическая мастерская. 2 Приемы работы с проволокой 17 2 18 Приемы работы с тонколистовым металлом 6 2 19 Разработка и выполнение творческого проекта. 2 20 Основы рационального питания. Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 43 21 22 23 24 25 26 Пищевая промышленность. Основные сведения о пищевых продуктах. Основные способы кулинарной обработки пищевых продуктов. Технология приготовления бутербродов Технология приготовления блюд из яиц Понятие об интерьере. Основные вопросы планировки жилой зоны. Проект. Планирование интерьера жилой зоны Роботы. Понятие о принципах работы роботов. Электроника в робототехнике. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/ 2 2 2 1 2 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 3 3 68 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС (мальчики) Количество часов № Контроль Практиче Тема урока п/п Всего ные ские работы работы 2 Техника безопасности на уроках технологии 1 Актуальные и перспективные технологии обработки 2 2 материалов. Основные составляющие учебного задания и учебного 2 3 проекта. Основы графической грамоты. Конструкторская 2 4 документация Основы графической грамоты. Правила оформления 2 5 сборочного чертежа. Основы графической грамоты. Правила чтения сборочного 2 1 6 чертежа. 4 практическая работа "Сборочный чертеж" 7 Технологии творческой, проектной и исследовательской 2 1 8 деятельности 2 Технологические машины. 9 2 10 Ручной столярный инструмент Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 44 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Технологии обработки древесины Технологии столярных соединений Разработка и выполнение проекта. Металлы и способы их обработки. Разработка и выполнение проекта. Производство тканей на основе натуральных волокон животного происхождения. Основы рационального питания. Минеральные вещества. Технология обработки круп, бобовых и макаронных изделий Технология приготовления пищи в походных условиях Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы. Разработка и выполнение проекта. Интерьер комнаты школьника. Технология «Умный дом». Проект. Планирование интерьера комнаты школьника. Функциональное разнообразие роботов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 2 12 2 4 2 2 2 4 1 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 2 2 6 2 2 2 2 68 8 1 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС (мальчики) Количество часов № Контроль Практиче Тема урока п/п Всего ные ские работы работы Введение. Творческий проект 2 1 Информационные технологии 2 2 Строительные и транспортные технологии 4 3 Основы графической грамоты. Конструкторская 2 4 документация Основы графической грамоты. Правила оформления 2 5 чертежа. практическая работа "Деление окружности на 3,6 частей" 2 1 6 практическая работа "Деление окружности на 4,8 частей" 2 1 7 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ Электронные цифровые образовательные ресурсы https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 45 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 практическая работа "Выполнение узора делением окружности на равные части" практическая работа "Чертеж объёмной фигуры" Конструкторская и технологическая документация. Технологии соединения деталей из древесины Разработка и выполнения проекта Сталь. Ее виды и свойства. Общие сведения о термической обработки стали Принципы и средства создания интерьера Технологии ремонта жилых помещений Бытовые электрические приборы Разработка и выполнение творческих проектов Рациональное питание. Понятие о микроорганизмах Рыбная промышленность. Технология обработки рыбы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2 1 2 2 2 10 2 2 4 4 4 14 2 2 68 1 1 3 8 https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ https://resh.edu.ru/ 46 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Технология. 5 класс. Учебник. ФГОС Технология. 6 класс. Учебник. ФГОС Технология. 7 класс. Учебник. ФГОС Технология. 8-9 классы. Учебник. ФГОС Автор: Глозман Евгений Самуилович, Хотунцев Юрий Леонтьевич, Кожина Ольга Алексеевна Художник: Александрова Л. Я., Новотоцких О. А. Издательство: Просвещение, 2023 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Федеральная общеобразовательная программа основного общего образования «технология», 2023г. 1. Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителя технологии»: http://tehnologi.su https://catalog.prosv.ru ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ resh.edu.ru http://school-collection.edu.ru Образовательный онлайн-сервис «Облако знаний» https://облако-знаний.рф/