Сложные вопросы биологии. 10-11 классы

2

I. Пояснительная записка
Элективный курс «Сложные вопросы биологии» в целях обеспечения принципа
вариативности и учета индивидуальных потребностей, обучающихся и призван реализовать
следующую функцию: расширить, углубить, дополнить изучение предмета «Биология»,
входящего в предметную область «Естественные науки».
Элективный курс «Сложные вопросы биологии» является обязательным для изучения всеми
обучающимися на уровне среднего общего образования, выбравшими предмет «Биология»
как обязательный в соответствие с профилем и является одной из составляющих предметной
области «Естественные науки».
Программа элективного курса «Сложные вопросы биологии» рассчитана на 68
учебных часов, на изучение курса в 10 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю), в 11
классе - 34 часа.
Программа элективного курса «Сложные вопросы биологии» для образовательных
организаций, реализующих программы среднего общего образования разработана в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 17
мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
России от 30.08.2013 года № 1015(с изменениями и дополнениями);
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения в общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденным
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189(с
изменениями и дополнениями).
Программа элективного курса обеспечивает:
- удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
- общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего
образования;
- развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы;
- развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или
вида деятельности;
- совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Программа конкретизирует содержание биологии и дает примерное распределение
учебных часов по содержательным компонентам и модулям.
Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства
за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества

3
образования, может использоваться образовательной организацией при разработке
образовательной программы конкретной организации.
Содержание программы строится с учетом региональных особенностей, условий
образовательных организаций.
Основная цель изучения элективного курса «Сложные вопросы биологии» – системное
и осознанное освоение биологических знаний, овладение методами познания и исследования
в естественнонаучной области, применения полученных знаний для понимания
окружающего мира, подготовка учащихся 10-11 класса к ГИА – 11 по биологии по разделам
ботаники, зоологии, биологии человека, а также наиболее сложным темам общей биологии.
Основные задачи:
1. формирование научного мировоззрения, биологического мышления для понимания роли
биологии в познании природы и ее закономерностях;
2. развитие мотивации обучающихся к продолжению естественно-научного образования и
выбора профессиональной деятельности,
3. активизация познавательной деятельность школьника, повышение информационной и
коммуникативной компетентности;
4. формирование экологической культуры обучающихся.
Изучение элективного курса «Сложные вопросы биологии» по данной программе способствует
формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих требованиям ФГОС СОО.
Гимназия является инновационным образовательным учреждением Энгельсского
муниципального района и реализует основные общеобразовательные программы,
начального, основного общего и среднего общего образования, которые обеспечивают
дополнительную (углубленную) подготовку по иностранному языку (английский). Согласно
программе развития гимназии в качестве высших ценностей определены: ребенок и знания.
Цель гимназического образования – воспитание личности ребенка, владеющей качественным
образованием, способной быть успешно реализованной в современном обществе.
Учебно-воспитательный процесс гимназии строится так, чтобы он обеспечивал
качественное образование, психологически комфортные условия обучения для всех
обучающихся, возможность освоения школьниками современных информационных,
коммуникативных, проектно-исследовательских технологий, с целью формирования
индивидуальной траектории развития обучающегося, на основе его потребностей и
возможностей, развитие инициативы, самостоятельности, творчества обучающихся в
урочных и во внеурочных видах деятельности. Система данных ценностей служит основой
повседневной деятельности гимназии.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и
навыков на профильном уровне, что соответствует основной образовательной программе
среднего общего образования гимназии.
Среднее общее образование - третий (заключительный) уровень общего образования. Одной
из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и
ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны
научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать
приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного
процесса.

4
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет
занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира,
химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании
экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической
информации, получаемой из разных источников.
Содержание, объем, форма и периодичность домашних заданий определяется в том
числе:
планируемыми результатами освоения изучаемого материала (темы, раздела и
пр.) и его спецификой;
уровнем
мотивации
и
подготовки
обучающихся
(одаренные,
слабоуспевающие);
уровнем сложности домашнего задания (репродуктивный, конструктивный,
творческий).
В целях недопущения перегрузки при планировании домашнего задания учитываются
- ранг трудности учебного предмета -7;
суммарная дневная нагрузка обучающихся (плотность и эффективность

урока; количество уроков; проведение контрольных работ, мониторингов);
день недели (начало/конец недели);
плановые перерывы для отдыха (предпраздничные, праздничные,
выходные дни, каникулы и пр.);
особенности психофизического развития обучающихся и состояние
их здоровья. При реализации выполнения домашнего задания в гимназии
учитываются нормы СанПиН:
объем домашних заданий по предмету «Биология» не должен
превышать в 10 классе – 20 минут.
Учебно-тематический план 10
-10 класс (1 часа в неделю,34 часа)

Количество
лабораторных и
практических
работ

№
п/п

Тематический
блок

Кол -во
часов

1.

Биология
растений,
грибов,
лишайников
Биология
животных

17

0

17

1

5

2

1

34

1

5

2

1

2.

Итого

Использование Использование ИспользоваИКТ
проектной
ниеисследовате
деятельности
льскойдеятельн
ости

5

11 класс (1 часа в неделю, 34 часа)
№
п/п

Тематический блок

Анатомия и
физиология человека
Главные теории,
2.
законы и
закономерности в
биологии
Итого

1.

Кол-во
часов

Количество
лабораторных и
практических
работ

Использование Использование Использование
ИКТ
проектной
исследовательск
деятельности
ой деятельности

20

4/3

20

2

12

14

1

5

2

1

34

1

5

2

1

Содержание тем учебного предмета
10 класс
МОДУЛЬ 1. Биология растений, грибов, лишайников.
1. Признаки живых организмов (1 ч)
Основные понятия ботаники, принципы классификации живых организмов
2. Многообразие живых организмов (3 ч)
Царство Бактерии. Общая характеристика. Классификация. Строение прокариотической
клетки. Жизнедеятельность. Многообразие бактерий. Формы клеток. Роль бактерий в
природе и хозяйственной деятельности человека.
Царство Грибы. Общая характеристика. Сравнение грибов с животными и растениями.
Строение и жизнедеятельность грибов. Размножение грибов. Классификация. Дрожжевые
грибы. Плесневые грибы. Шляпочные грибы. Грибы паразиты. Микориза. Значение грибов в
природе и жизни человека.
Отдел Лишайники. Характеристика лишайников как симбиотических организмов. Строение
тела лишайников. Морфологические типы слоевища. Особенности размножения.
Специфические свойства лишайников. Значение.
3. Систематика растений (9 ч)
Царство Растения Подцарство Низшие растения. Особенности подцарства Низшие растения.
Водоросли. Строение тела водорослей. Хроматофор. Размножение водорослей. Основная
характеристика отделов: Зеленые водоросли, Бурые водоросли, Красные водоросли.
Значение водорослей.
Подцарство Высшие растения. Характеристика Высших растений. Ткань. Основные группы
тканей растительного организма. Образовательные ткани (меристемы) и основные ткани.
Покровные ткани: эпидерма, пробка. Проводящие ткани: ксилема, флоэма. Механические и
выделительные ткани. Органы. Классификация органов высших растений. Вегетативные и
генеративные органы. Споровые и семенные растения. Эволюционное древо растений.

6
Отдел Моховидные. Строение и цикл развития мхов на примере Кукушкина льна.
Преобладание гаметофита в жизненном цикле – пример тупиковой ветви в эволюции.
Особенности мхов рода Сфагнум. Роль в природе.
Отдел Папоротниковидные. Местообитание. Строение папоротников. Размножение
папоротников. Цикл развития. Роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и в
эволюции.
Отдел Голосеменные. Особенности семенных растений. Преимущество семени над спорой.
Строение хвойных. Цикл развития голосеменных на примере Сосны обыкновенной.
Строение семени. Роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.
Отдел
Покрытосеменные.
Особенности
покрытосеменных,
обеспечивающие
господствующее положение данной группы. Многообразие и распространение
покрытосеменных. Цикл развития. Двойное оплодотворение. Образование семени и плода.
Роль в природе и хозяйственное значение.
4. Классификация цветковых растений (5 ч)
Сравнительная характеристика класса Двудольные и Однодольные растения. Основные
признаки семейств Крестоцветные, Пасленовые, Розоцветные, Сложноцветные, Бобовые.
Основные признаки семейств. Злаковые и Лилейные. Представители.
5. Анатомия, морфология и физиология цветковых растений. (17 ч)
Цветок – генеративный орган. Строение цветка и его частей (цветоножка, цветоложе,
чашечка, венчик, околоцветник, пестик, тычинка). Функции. Классификация цветков по типу
симметрии, по половой принадлежности. Формулы цветков. Опыление и типы опыления.
Соцветия. Типы соцветий и их значение.
Плод. Строение плода. Классификация плодов. Основные типы плодов. Сочные плоды:
ягода, костянка, многокостянка, яблоко, тыквина, гесперидий. Сухие плоды: боб, стручок
(стручочек), коробочка, семянка, зерновка, листовка, орех (орешек). Распространение плодов
и семян.
Семя. Строение семени, происхождение его частей. Отличия семян Однодольных и
Двудольных растений. Прорастание семян.
Побег. Строение побега, его функции. Почка – зачаточный побег. Вегетативные,
генеративные и смешанные почки. Видоизменения побегов: корневище, клубень,
клубнелуковица, луковица, колючки, усы.
Стебель. Характеристика стебля, его функции. Анатомическое строение стебля древесных
растений. Образование годичных колец. Передвижение минеральных и органических
веществ по стеблю. Горизонтальный транспорт.
Лист. Внешнее строение листа. Простые и сложные листья. Листорасположение.
Анатомическое строение листа. Жилкование листьев. Видоизменения листьев: колючки,
усики, ловчие аппараты. Особенности листьев растений, произрастающих во влажных и
сухих местах.
Корень. Отличительные черты корня, его функции. Зоны корня. Строение корня в
поперечном разрезе. Почвенное питание растений. Удобрения. Видоизменения корней:
корнеплод, корнеклубень, бактериальные клубеньки.
Вегетативное размножение растений. Способы вегетативного размножения растений в

природе и сельском хозяйстве. Отводки, черенки, деление куста. 6. Перечень
лабораторных, практических работ и экскурсий

7

№ Название лабораторной работы
.
1. Приготовление препаратов и
рассматривание под
микроскопом пластид в клетках
листа элодеи, плодов томатов,
рябины, шиповника.
2. Приготовление препарата и
рассматривание под
микроскопом движения
цитоплазмы в клетках листа
элодеи
3. Передвижение воды и
минеральных веществ по
древесине.

№
1.

Название практической
работы
Выявление признаков
семейства по внешнему
строению растений

№
1.

2.

Черенкование комнатных 2.
растений

3.

Определение растений
по определителю

Название
экскурсии
Краеведческий
музей

Экологический
центр

3.

7. Разработка проектов
8. Конференция «Мир растений».
МОДУЛЬ 2. Биология животных.
1.Зоология – наука о животных. Значение животных в природе и жизни человека. Родство и
отличие животных и растений. Классификация животных. (1 ч)
2.Подцарство Простейшие. Общая характеристика. (2 ч) 14 Класс
Корненожки. Обыкновенная амеба
Среда обитания. Движение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Инцистирование.
Класс Жгутиковые. Зеленая эвглена – одноклеточный организм с признаками животного и
растения.
Тип Инфузории. Инфузория – туфелька. Особенности строения и процессов
жизнедеятельности. Раздражимость.
Многообразие и значение простейших. Малярийный плазмодий – возбудитель малярии как
массового заболевания.
Подцарство Многоклеточные. (14 ч)
3.Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Пресноводный полип – гидра. Среда
обитания и внешнее строение. Лучевая симметрия. Внутреннее строение (двухслойность,
разнообразие клеток). Питание. Дыхание. Нервная система. Рефлекс. Регенерация.
Размножение вегетативное и половое. Морские кишечнополостные (полипы и медузы) и
значение.
4.Тип Плоские черви. Общая характеристика типа.
Класс Ресничные черви. Белая планария – представитель свободноживущих червей, инее
строение. Двусторонняя симметрия. Мускулатура. Питание. Дыхание. Выделение. Нервная
система. Размножение. Регенерация.
Класс Сосальщики. Печеночный сосальщик. Жизненный цикл. Приспособления к
паразитизму.
Класс Ленточные черви. Бычий цепень. Паразитический образ жизни. Особенности внешнего
и внутреннего строения. Цикл развития и смена хозяев. Меры предупреждения заражения.

8
5.Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Человеческая аскарида. Внешнее
строение. Полость тела. Питание. Размножение и развитие. Вред аскариды. Меры
предупреждения заражения. Острица. Многообразие паразитических червей и борьба с ними.
6.Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа.
Класс Малощетинковые. Дождевые черви. Среда обитания. Внешнее строение. Ткани. Кожно
- мускульный мешок. Полость тела. Системы органов пищеварения, кровообращения и
выделения. Процессы жизнедеятельности. Нервная система. Регенерация. Размножение.
Значение дождевых червей в почвообразовании.
7.Тип Моллюски. Общая характеристика типа.
Класс Брюхоногие. Большой прудовик. Среда обитания и внешнее строение. Особенности
процессов жизнедеятельности. Морские и наземные брюхоногие, их значение.
Класс Двустворчатые. Беззубка. Образ жизни и внешнее строение. Особенности процессов
жизнедеятельности. Морские двустворчатые. Значение двустворчатых моллюсков.
8.Тип Членистоногие. Общая характеристика типа.
Класс Ракообразные. Речной рак. Среда обитания. Внешнее строение. Размножение
Внутреннее строение. Пищеварительная, кровеносная и дыхательная системы. Органы
пищеварения. Питание, дыхание, выделение. Особенности процессов жизнедеятельности.
Нервная система и органы чувств.
Класс Паукообразные. Паук – крестовик. Среда обитания. Внешнее строение. Ловчая сеть ее
устройство и значение. Питание, дыхание, размножение. Роль клещей в природе и
практическое значение, меры защиты человека от клещей.
Класс Насекомые. Майский жук. Внешнее и внутреннее строение. Размножение. Типы
развития.
Отряды насекомых с полным превращением. Чешуекрылые. Капустная белянка. Тутовый
шелкопряд. Шелководство. Двукрылые. Комнатная муха, оводы. Перепончатокрылы
юносная пчела и муравьи. Инстинкт. Наездники. Биологический способ борьбы с
вредителями.
Отряд насекомых с неполным превращением. Прямокрылые. Перелетная саранча – опасный
вредитель сельского хозяйства. Роль насекомых в природе, их практическое значение.
Сохранение их видового многообразия.
9.Тип Хордовые.. (18 ч)
Общая характеристика типа. Класс Ланцетники. Ланцетник - низшее хордовое животное.
Среда обитания. Внешнее строение. Хорда. Особенности внутреннего строения. Сходство
ланцетников с позвоночными и беспозвоночными.
Надкласс Рыбы. Общая характеристика класса хрящевые и костные рыбы. Речной окунь.
Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Полость тела. Пищеварительная,
кровеносная, дыхательные системы. Плавательный пузырь. Нервная система и органы
чувств. Поведение. Размножение. Забота о потомстве. Многообразие рыб. Отряды рыб:
акулы, скаты, осетровые сельдеобразные, карпообразные, кистеперые. Хозяйственное
значение рыб. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Влияние
деятельности человека на численность рыб. Необходимость рационального использования
рыбных богатств, их охр; защита вод от загрязнения и др.).
Класс Земноводные. Общая характеристика класса. Лягушка. Особенности среды
образования. Внешнее строение. Скелет и мускулатура. Особенности строение внутренних
орган процессов жизнедеятельности.

9
Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие. Разнообразие земноводных и их
значение. Происхождение земноводных.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса. Прыткая ящерица. Среда обитания.
Внешнее строение. Особенности внутреннего строения. Размножение. Регенерация.
Разнообразие современных пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые. Отряд Черепахи. Древние
пресмыкающиеся: динозавры, зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся. Класс
Птицы. Общая характеристика класса. Голубь. Среда обитания. Внешнее строение. Скелет и
мускулатура. Полость тела. Особенности внутреннего строения и процессов
жизнедеятельности. Нервная система и органы чувств. Поведение. Размножение и развитие.
Сезонные явления в жизни птиц, гнездование, кочевки и перелеты. Происхождение птиц,
приспособленность птиц к различным средам обитания. Птицы парков, садов, лугов и полей.
Птицы леса. Хищные птицы. Птицы болот и побережий водоемов. Птицы степей и пустынь.
Роль птиц в природе и их значение в жизни человека. Роль заповедников и зоопарков в
сохранении редких видов птиц. Привлечение птиц. Птицеводство.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Домашняя собака. Внешнее строение.
Скелет и мускулатура. Полости тела. Система органов. Нервная система и органы чувств.
Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Отряды млекопитающих.
Первозвери. Происхождение млекопитающих. Рукокрылые: летучие мыши, крыланы.
Грызуны. Хищные: собачьи, кошачьи. Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные.
Особенное строения пищеварительной системы жвачных. Породы крупного рогатого скота.
Кабан. Домашние свиньи. Непарнокопытные. Дикая лошадь. Породы домашних лошадей.
Приматы. Обезьяны. Роль млекопитающих в природе и в жизни человека. Влияние
деятельности человека на численность и видовое многообразие млекопитающих, их охрана.
10. Перечень лабораторных, практических работ и экскурсий
№.
1

2

Название
лабораторной работы
Внешнее
строение
дождевого червя, его
передвижение,
раздражимость

№
1

Строение
раковин 2
брюхоногих и
11. Разработка проектов
12. Конференция «Мир животных».

Название
№
практической работы
Выращивание
1
простейших, изучение
микропрепаратов
свободноживущих
простейших

Название экскурсии

Приготовление
препарата

Зоологический музей
СГАУ

2

Краеведческий музей
Разнообразие и роль
членистоногих
в
природе.

11 класс
МОДУЛЬ 3. Анатомия и физиология человека 40 часов
1. Общий обзор организма человека.
Общее знакомство с организмом человека (органы, системы органов). Элементарные
сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о
строении и функциях тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.

10
2. Нервная система.
Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга:
продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной
системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.
3. Анализаторы.
Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органа зрения.
Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Вестибулярный аппарат. Гигиена слуха.
4. Высшая нервная деятельность.
Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных
рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании
учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Эволюция условно рефлекторной
деятельности нервной системы. Значение слова. Сознание и мышление человека как
функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о
душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение.
Отрицательное влияние табака и спиртных напитков на нервную систему.
5. Железы внутренней секреции
Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Гормоны гипофиза, щитовидной
железы, поджелудочной железы, надпочечников. Роль гормональной регуляции в организме.
Эволюция эндокринной системы.
6. Опорно - двигательная система.
Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей:
неподвижные, полуподвижные, суставы. Движение в суставах. Состав, строение
(макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная
регуляция деятельности мышц. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки
на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного
формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления по очника и развития
плоскостопия.
7. Кровь.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство
внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение
переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты, лейкоциты и
тромбоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И. Мечникова о защитных
свойствах крови. Иммунитет. Борьба с эпидемиями.
Лимфатическая система. Строение и основные функции.
Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры).
Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца.
Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по
сосудам. Пульс. Кровяное давление. Депо крови. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
8. Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен
в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Дыхательные движения. Внешнее дыхание и
жизненная емкость легких. Понятие о гуморальной регуляции дыхания. Гигиена дыхания.
9. Пищеварение.
Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты, роль в пищеварении.
Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П. Павлова

11
по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о
нервногуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П. Павлова по
изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль пищеварении.
Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.
Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление
органических веществ в клетках. Ферменты. Ассимиляция и диссимиляция – две стороны
единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой.
Нормы питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.
10.
ВыделениеОрганы мочевыделительной системы. Строение почки. Функции почек.
Нефрон. Образование мочи. Регуляция работы почек. Значение выделения продуктов обмена
веществ.
11.
Кожа Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание
организма. Гигиена кожи и одежды.
12. Развитие человеческого организма.
Воспроизводство организмов. Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие
зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов. Гигиена
половой жизни.
13. Перечень лабораторных, практических работ и экскурсий
№
1

2

3

4

Название
лабораторной
работы
Рассматривание клеток и
тканей
в
оптический
микроскоп.
Микропрепараты
клетки,
эпителиальной,
соединительной,
мышечной и
нервной тканей.
Положение
венозных
клапанов в опущенной и
поднятой руке.
Определение
скорости
кровотока
в
сосудах
ногтевого ложа.
Измерение обхвата грудной
клетки в состоянии вдоха и
выдоха. Функциональные
пробы
с
задержкой
дыхания на вдохе и выдохе.
Опыт по обнаружению
углекислого
газа
в
выдыхаемом воздухе.

№
1

Название
практической №
работы
Утомление при статической 1
и
динамической
работе. Выявление
нарушений осанки.
Выявление плоскостопия
(выполняется дома).

2

Приемы оказания первой
помощи
при
травмах,
ожогах,
солнечном
и
тепловом ударе.

3

Доврачебная помощь при
заболевании
сердца
и
сосудов.
Первая
помощь
при кровотечениях.

4

Главные теории, законы и закономерности в биологии.

Название
экскурсии
Анатомический
музей СГМУ

12
1. Учение о клетке.
Строение и функции прокариотической клетки. Прокариотические клетки; форма и размеры.
Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот.
Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики;
место и роль прокариот в биоценозах.
Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Цитоплазма эукариотической
клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны,
структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур.
Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, их значение и
роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро - центр управления жизнедеятельностью клетки.
Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Кариоплазма.
Обмен веществ в клетке (метаболизм). Обмен веществ и превращения энергии в клетке –
основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы.
Пластический и энергетический обмен. Биологический синтез органических молекул в
клетке. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез.
Жизненный цикл клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке
клеток многоклеточного организма. Жизненный цикл клеток. Ткани организма с разной
скоростью клеточного обновления. Размножение клеток. Митотический цикл; интерфаза,
редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом;
биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение
клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Вирусы – внутриклеточные паразиты
на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм воздействия вируса и клетки,
инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами.
Бактериофаги.
Клеточная теория. Клеточная теория строения организмов. Основные положения клеточной
теории; современное состояние клеточной теории строения организмов.
2. Размножение организмов.
Бесполое размножение растений и животных. Формы бесполого размножения; митотическое
деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и
многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого
размножения.
Половое размножение. Половое размножение растений и животных. Половая система,
органы полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток:
размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности
сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее
оплодотворение. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение.
Эволюционное значение полового размножения.
3. Основы генетики и селекции.
Закономерность и изменчивость. История представлений о наследственности и
изменчивости. История развития генетики. Основные закономерности наследственности.
Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Моногибридное
скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон
расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое
обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигабридное и
полигибридное скрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

13
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон
Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в
одной хромосоме; генетические карты хромосом.
Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая
структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в
определении признаков. Основные закономерности изменчивости. Основные формы
изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные, геномные
мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота
мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций, значение мутаций для
практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни
возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического
разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в
развитии и проявлении признаков и свойств. Статические закономерности модификационной
изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Управление
доминированием.
Селекция животных, растений и микроорганизмов. Центры происхождения культурных
растений и их многообразие. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных;
отбор и гибридизация: формы отбора (индивидуальный и массовый). Отдаленная
гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов.
Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления
современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного
производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
4. Индивидуальное развитие организмов.
Эмбриональное развитие животных. Типы яйцеклеток, основные закономерности дробления;
образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования
двухслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка
тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция.
Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов.
Постэмбриональное развитие животных. Формы постэмбрионального периода развития.
Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с
метаморфозом.
Прямое
развитие.
Дорепродуктивный,
репродуктивный
и
пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни.
Онтогенез высших растений. Биологическое значение двойного оплодотворения.
Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша.
Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференцировка органов и тканей,
формирование побегов и корневой системы. Общие закономерности онтогенеза. Сходство
зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон
(Э.Геккель и Ф.Мюллер). Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Развитие организма и окружающая среда. Роль факторов окружающей среды в
эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ
(табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т.д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального
периодов. Понятие о регенерации.
5.Эволюция живой природы. (3 ч)

14
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица
эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история
эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и
пути эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.
Происхождение человека.
6. Экосистемы и присущие им закономерности.
Среда обитания, экологические факторы. Общие закономерности влияния экологических
факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы.
Фотопериодизм. Биогеоценоз, его компоненты и структура. Трофические уровни.
Круговорот веществ и превращения энергии. Биогеохимические циклы в биосфере.
Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы. Смена экосистем.
Разнообразие экосистем. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития
биосферы.
7. Перечень лабораторных, практических работ и экскурсий по модулю
№.

Название лабораторной №
работы

Название
№
практической работы

Название экскурсии

1

Особенности строения
клеток прокариот и
эукариот.
Наблюдение клеток
растений, животных,
бактерий под
микроскопом, их
изучение и описание.
Изучение морфологии
хромосом

Решение задач по
теме «Митоз, мейоз,
гаметогенез»
Решение задач по
теме «Циклы
развития растений»

Изменчивость, построение
вариационного ряда и
вариационной кривой

2

3

1

2

3

4

Изучение фаз митоза в 4
клетках корешках лука

5

Составление
родословных и их
анализ

6

5

6

1

Выявление
источников
мутагенов в
Анализ и оценка
этических аспектов
развития некоторых
исследований в
биотехнологии
Решение
генетических задач.
Решение задач по
теме «Биосинтез

8. Разработка проектов
9. Итоговая конференция «Биология в моей жизни»
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Задачи:
Основные задачи:

15
1. формирование научного мировоззрения, биологического мышления для понимания роли
биологии в познании природы и ее закономерностях;
2. развитие мотивации обучающихся к продолжению естественно-научного образования и
выбора профессиональной деятельности,
3. активизация познавательной деятельность школьника, повышение информационной и
коммуникативной компетентности;
4. формирование экологической культуры обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Планируемые результаты освоения программы учебного (элективного) курса «Сложные
вопросы биологии» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных,
метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в
образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.
Результаты изучения учебного (элективного) курса по выбору обучающихся должны
отражать:
1.
развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного
предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения,
ценностносмысловых
установок,
развитие
познавательных,
регулятивных
и
коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению;
2.
овладение
систематическими знаниями
и
приобретение
опыта
осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3.
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению)
проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий,
самоорганизации и саморегуляции;
4.
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать
избранное направление образования; 5. обеспечение профессиональной ориентации
обучающихся.
Планируемые личностные результаты Личностные
результаты включают:
- формирование чувства гордости за вклад российских ученых химиков в развитие мировой
химической науки;
- подготовка выбора индивидуальной образовательной траектории и профессиональной
ориентации обучающихся;
- формирование умения управлять познавательной деятельностью;
- развитие способности к решению практических задач, умению находить способы
взаимодействия с окружающими в учебной и внеурочной деятельности;
- формирование химической и экологической культуры;
- воспитание безопасного обращения с химическими веществами и стремления к здоровому
образу жизни.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены
тремя группами универсальных учебных действий (УУД).

16
Регулятивные универсальные учебные действия
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
-- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;

17
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
В результате обучения по Программе учебного (элективного) курса «Трудные вопросы
биологии» обучающийся научится:
объяснять:
- роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез;
- единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых
организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и
правила;
- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша
человека; влияние мутагенов на организм человека;
- причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний,
генных и хромосомных мутаций;
- взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимость сохранения многообразия
видов, защиты окружающей среды;
- место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль
различных организмов в жизни человека;
- зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; - роль гормонов и витаминов в
организме. устанавливать взаимосвязи:
- строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического
обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
решать
- задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания);
распознавать и описывать: - клетки растений и животных;
- особей вида по морфологическому критерию;
- биологические объекты по их изображению и процессам их жизнедеятельности; выявлять:
- отличительные признаки отдельных организмов; - источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно); сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)
- биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений,
животных, грибов и бактерий);
- процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и
энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез);
- митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных;
внешнее и внутреннее оплодотворение; определять
- принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация); анализировать
- влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в
экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере;
- результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию.
Обучающийся получит возможность научиться:

18
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни - правил поведения в окружающей среде;
- мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ – инфекции, вредных привычек
(курение,
алкоголизм, наркомания); нарушения осанки,
зрения,
слуха,
инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания);
- оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами; - способов выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними; - для приобретения практических навыков и повышения
уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы,
экскурсии. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты,
микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д.

Информационно – методическое обеспечение
Обязательная литература
1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М.и др. Биология. 10 – 11 классы : учеб. для
общеобразовательных организаций : углубленный уровень : в 2-х ч., ч. 1 / под ред. В.К
Шумного., Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.
2. Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М.и др. Биология. 10 – 11 классы : учеб. для
общеобразовательных организаций : углубленный уровень : в 2-х ч., ч. 2 / под ред. В.К
Шумного., Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2014. – 287 с.
3. Захаров, В.Б. Биология. Общая биология. 10 кл. Углубленный уровень : учебник / В.Б.
Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2015. – 349 с.
4. Захаров, В.Б. Биология. Общая биология. 11 кл. Углубленный уровень : учебник / В.Б.
Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. – М.: Дрофа, 2015. – 343 с.
Дополнительная литература
1. Агафонова, И.Б., Сивоглазов, В. И. Биология животных. Учебное пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений 10-11 классы. Профильное обучение – М.: Дрофа, 2006. –
121 с.
2. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. Биология.
Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений 10-11 классы.
Профильное обучение: сборник 2 / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа,
2006.
3. Албертс Б., Брей Д., Льюис Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная
биология клетки. Т.3. – М.: Мир, 1994. – С. 7 – 149.
4. Анатомия человека: Учебник для вузов. Курепина М.М., Ожигова А.П., "Владос" – 2002,
384 стр.
5. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология. Полный курс: В 4 т. – 5-е изд., перераб. И доп.
– М.: Издательство Оникс, 2010. – 544 с.: ил.

19
6. Биохимия / Под ред. акад. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 768с.
7. Букринская А.Г., Жданов В.М. Рассказы о вирусах //Новое в жизни, науке, технике.
Серия “Биология”. – М., 1986. № 4. – 64 с.
8. Верещагина, В. А. Основы общей цитологии : учебное пособие / В. А. Верещагина. – М. :
Издательский центр «Академия», 2007. − 176 с.
9. Вилли К., Детье В. Биология: Пер. с англ. – М.: Мир, 1974. – 824 с.
10. Воронина Г.А. Основы рационального питания. 10-11 классы: учебное пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений / Г.А. Воронина, М.З. Фѐдорова. – М.:
ВентанаГраф, 2009. – 129 с. – (Библиотека элективных курсов).
11. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. – М., 1990, 2002.
12. Данилова Н.Н, Крылов А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: учебник. – М.:
Учебная литература, 1997.
13. Джамалова Г.А. Биотехнология. учебное пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение: сборник 2 / Авт.-сост. В.И.
Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2006.
14. Дубинин В.А., Каменский А.А. Анатомия и физиология центральной нервной системы.
Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы.
Профильное обучение: сборник 2 / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа,
2006.
15. Дубинин В.А., Каменский А.А. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных
систем. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Биология. 1011 классы. Профильное обучение. сборник 2 / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б.
Морзунова. – М.:
Дрофа, 2006.
16. Жизнь растений: в 6-ти т., – М.: Просвещение, 1977.
17. Захаров В., Мамонтов С., СивоглазовВ.. Биология. Общие закономерности. – М.:
Школапресс, 1996. – 120 с.
18. Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы – М.: Дрофа, 2010. – 318 с.: ил.
19. Каменский А.А. Регуляция физиологических функций человека. учебное пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы. Профильное
обучение / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,
2006. 20. Каюмова, Е. А. Гистология с основами эмбриологии : практикум / Е. А.
Каюмова. – Томск : издательство ТГПУ, 2007. – 71 с.
21. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ. – М.: Мир. –1988.– 671 с.
22. Льюин Б. Гены. – М., 1987. – 544 с.
23. Максимычева Л.В., Е.В.Алексеева, О.С.Гладышева Человек и его здоровье. Учебное
пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Биология. 10-11 классы.
Профильное обучение: сборник 2 / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.:
Дрофа, 2006.
24. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.,
1995. – 478 с.
25. Медведев С.С. Физиология растений. – С.-Пт., 2004.
26. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М., 1994. –415 с.

20
27. Микробиология. 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений / Я.С. Шапиро – М.: Вентана-Граф, 2008. – 272 с.: ил. – (Библиотека
элективных курсов).
28. Новиков В.С., Губанов. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. – 5-е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 415 с.: ил.
29. Основы биотехнологии.
10-11 классы:
учебное
пособие
для
учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Никишова. – М.: Вентана-Граф,
2008. – 160 с. – (Библиотека элективных курсов).
30. Основы общей биологии: Пер. с нем./ Под ред. Э Либберта. – М.:Мир, 1982. – 440 с.
31. Петунин О.В. Анатомия и физиология нервной системы. 10-11 классы: учебное пособие
для учащихся общеобразовательных учреждений / О.В.Петунин. – М.: Вентана-Граф,
2008. – 128 с.: ил. – (Библиотека элективных курсов).
32. Пехов А.П. Биология и общая генетика. – М., 1994. – 440 с.
33. Рис Э., Стернберг М. От клеток к атомам. Иллюстрированное введение в молекулярную
биологию. – М., 1988. – 143 с.
34. Стокли К. Биология. Шк. иллюстр. справочник. – М., 1995. – 128 с.
35. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. 10 класс. Пособие для самостоятельной работы
обучающихся. Углубленный уровень. ФГОС. – М.: Мнемозина, - 2015 г. – 343 с.
36. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. 10 класс. Пособие для самостоятельной работы
обучающихся. Углубленный уровень. ФГОС. – М.: Мнемозина, – 2015 г. – 400 с.
37. Токин Б.П. Общая эмбриология. – М., 1987. – 480 с.
38. Цилинский Я.Я. Популяционная структура и эволюция вирусов. –М., 1988. – 240 с. 39.
Шугольский В.В. Физиология центральной нервной системы – М.:МГУ, 1997.
Интернет ресурсы
1. http://www.forest.ru/– леса России
2. http://anatomius.ru – материалы по возрастной анатомии и физиологии;
3. http://anatomyonline.ru – анатомический словарь онлайн;
4. http://miranatomy.ru

–

материалы

по

анатомии

и

физиологии

с

иллюстрациями.
5. http://www.anatomus.ru – анатомия человека в иллюстрациях;
6. http://www.e-anatomy.ru – виртуальный атлас по анатомии и физиологии
человека
7. www.vokrugsveta.ru – Вокруг света
8. www.droug.ru. – журнал «Друг»
9. www.geoclub.ru – журнал «Гео»
10. www.zooclub.ru/animals – газета «Мое зверье»
11. http://bio.1september.ru/ – газета «Биология» 12. www.zooland.ru – «Кирилл и Мефодий. Животный мир»
13. www.herba.msu.ru – «Херба» – ботанический сервер МГУ им. М.В.
Ломоносова
14. www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm – «Редкие и исчезающие животные России»

21
15. www.biodan.narod.ru – «БиоДан. Новости биологии»
16. www.zoomax.ru – «Животные»
17. www.zooclub.ru – «Зооклуб. Все о животных»
18. http://school – collection.edu.ru/ – коллекция материалов по биологии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».