1. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Актуальные вопросы в обществознании» разработана на основной образовательной программы среднего общего образования (далее - ООП СОО) муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 им. П. А. Леонова города Южно-Сахалинска (далее – МАОУ СОШ №13 им. П. А. Леонова), учебного плана школы на уровне СОО. Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования. В рабочей программе учебного предмета «Обществознание» учтены основные направления воспитательной деятельности: 1. Гражданское воспитание. 2. Патриотическое воспитание. 3. Духовно-нравственное воспитание. 4. Эстетическое воспитание. 5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. 6. Трудовое воспитание. 7. Экологическое воспитание. 8. Ценности научного познания. Изучение «Актуальных вопросов в обществознании» в старшей школе направлено на достижение следующих целей: - развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, основанного на экономического уважении закона образа и мышления, правопорядка, социального способности поведения, к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; 3 - овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для внеурочной деятельности «Актуальные вопросы в обществознании» на этапе среднего (полного) общего образования являются: - определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; - объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах. Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели: - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью - работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; - самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; 4 - участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза; - пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. 2. Содержание курса «Актуальные вопросы в обществознании»: 10 класс Раздел I. Человек: Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности. Раздел II. Общество: Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариативность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Раздел III. Познание: Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина, ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Раздел IV. Социальные отношения: 5 Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы, их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации. Социальные процессы в современной России. Раздел V. Духовная жизнь общества: Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни современной России. 11 класс. Раздел I. Экономическая сфера жизни общества: Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Раздел II. Политика: Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Типы 6 политических режимов. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Раздел III. Право: Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Основы Конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. 3. Планируемые результаты освоения курса «Актуальные вопросы в обществознании»: 3.1. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 5) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 7 6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 7) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 8) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом деятельностью, самосовершенствовании, неприятие вредных занятиях привычек: спортивно-оздоровительной курения, употребления алкоголя, наркотиков; 9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 11) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 3.2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) умение самостоятельно определять деятельности; самостоятельно цели осуществлять, деятельности и составлять контролировать и планы корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками деятельности, навыками познавательной, разрешения учебно-исследовательской проблем; способность и и проектной готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 8 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 3.3 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: Тематическое планирование 10 класс Наименование разделов и тем программы Раздел I. Человек. Количес Основные виды деятельности тво часов 9 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.Готовность и способность к самостоятельной Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") http://window.edu.ru/about/ Мобильное электронное образование (МЭО) https://ui2.mob-edu.ru/ui/index.html#/login «1С:Урок» — образовательный портал с интерактивными наглядными учебными материалами https://urok.1c.ru/ Официальный сайт журнала "Образование и право" https://education.law-books.ru/ Информационно-образовательный юридический порта «Все о праве» http://www.allpravo.ru/ Научная сеть "Современное право" https://sovpravo.press/#close Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» 3 информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. Умение определять назначение и функции различных социальных Институтов; 7.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8.Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9.Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых http://www.consultant.ru/ 4 познавательных задач и средств их достижения. Раздел II. Общество. 6 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") http://window.edu.ru/about/ Мобильное электронное образование (МЭО) https://ui2.mob-edu.ru/ui/index.html#/login «1С:Урок» — образовательный портал с интерактивными наглядными учебными материалами https://urok.1c.ru/ Официальный сайт журнала "Образование и право" https://education.law-books.ru/ Информационно-образовательный юридический порта «Все о праве» http://www.allpravo.ru/ Научная сеть "Современное право" https://sovpravo.press/#close Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ 5 оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. Умение определять назначение и функции различных социальных Институтов; 7.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8.Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9.Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Раздел III. Познание. 6 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и Информационная система "Единое окно 6 составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") http://window.edu.ru/about/ Мобильное электронное образование (МЭО) https://ui2.mob-edu.ru/ui/index.html#/login «1С:Урок» — образовательный портал с интерактивными наглядными учебными материалами https://urok.1c.ru/ Официальный сайт журнала "Образование и право" https://education.law-books.ru/ Информационно-образовательный юридический порта «Все о праве» http://www.allpravo.ru/ Научная сеть "Современное право" https://sovpravo.press/#close Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ 7 и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. Умение определять назначение и функции различных социальных Институтов; 7.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8.Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9.Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Раздел IV. Социальные отношения. 7 Информационная система «Единое окно 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и доступа к образовательным ресурсам» составлять планы (ИС «Единое окно «) деятельности; самостоятельно осуществлять, http://window.edu.ru/about/ контролировать и корректировать деятельность; использовать все Мобильное электронное образование возможные ресурсы для (МЭО) 8 достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; https://ui2.mob-edu.ru/ui/index.html#/login «1С:Урок» — образовательный портал с интерактивными наглядными учебными материалами https://urok.1c.ru/ Официальный сайт журнала «Образование и право» https://education.law-books.ru/ Информационно-образовательный юридический порта «Все о праве» http://www.allpravo.ru/ Научная сеть «Современное право» https://sovpravo.press/#close Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ 9 6. Умение определять назначение и функции различных социальных Институтов; 7.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8.Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9.Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Раздел V. Духовная жизнь общества. 7 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") http://window.edu.ru/about/ Мобильное электронное образование (МЭО) https://ui2.mob-edu.ru/ui/index.html#/login «1С:Урок» — образовательный портал с интерактивными наглядными учебными материалами https://urok.1c.ru/ Официальный сайт журнала 10 эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. Умение определять назначение и функции различных социальных Институтов; 7.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; "Образование и право" https://education.law-books.ru/ Информационно-образовательный юридический порта «Все о праве» http://www.allpravo.ru/ Научная сеть "Современное право" https://sovpravo.press/#close Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ 11 8.Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9.Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 12 Тематическое планирование 11 класс Наименование разделов и Количеств Основные виды деятельности тем программы о часов Раздел I. Экономическая 13 1.Умение самостоятельно определять цели сфера жизни общества. деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") http://window.edu.ru/about/ Мобильное электронное образование (МЭО) https://ui2.mob-edu.ru/ui/index.html#/login «1С:Урок» — образовательный портал с интерактивными наглядными учебными материалами https://urok.1c.ru/ Официальный сайт журнала "Образование и право" https://education.law-books.ru/ Информационно-образовательный юридический порта «Все о праве» http://www.allpravo.ru/ Научная сеть "Современное право" https://sovpravo.press/#close Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ 13 ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. Умение определять назначение и функции различных социальных Институтов; 7.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8.Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9.Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 14 Раздел II. Политическая жизнь общества. 9 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно ") http://window.edu.ru/about/ Мобильное электронное образование (МЭО) https://ui2.mob-edu.ru/ui/index.html#/login «1С:Урок» — образовательный портал с интерактивными наглядными учебными материалами https://urok.1c.ru/ Официальный сайт журнала "Образование и право" https://education.law-books.ru/ Информационно-образовательный юридический порта «Все о праве» http://www.allpravo.ru/ Научная сеть "Современное право" https://sovpravo.press/#close Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ 15 различных источников; 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. Умение определять назначение и функции различных социальных Институтов; 7.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8.Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9.Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Раздел III. Право. 12 1.Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" 16 деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2.Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3.Владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4.Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, (ИС "Единое окно ") http://window.edu.ru/about/ Мобильное электронное образование (МЭО) https://ui2.mob-edu.ru/ui/index.html#/login «1С:Урок» — образовательный портал с интерактивными наглядными учебными материалами https://urok.1c.ru/ Официальный сайт журнала "Образование и право" https://education.law-books.ru/ Информационно-образовательный юридический порта «Все о праве» http://www.allpravo.ru/ Научная сеть "Современное право" https://sovpravo.press/#close Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/ 17 коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6. Умение определять назначение и функции различных социальных Институтов; 7.Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8.Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9.Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 18